Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Тем не менее, премьера не беспокоят очертания провала, к которому правительство и лично он имеет непосредственное отношение. Откуда такая уверенность в безнаказанности?
Экономика, которой нет
В первый день рабочей недели, 27 июля, при участии премьер-министра Украины Арсения Яценюка состоялась коллегия Министерства финансов. Мероприятие — более чем своевременное.
Украинское правительство взяло на себя важное обязательство: в обмен на получение кредита в 600 миллионов евро от Еврокомиссии представить до середины сентября, как того требует закон, проект госбюджета на следующий год.
В июне этого года министр финансов Наталья Яресько, представляя бюджетную резолюцию на следующий год, заявила, что на 2016 год запланированы темпы роста реального ВВП на 2%, а средний курс гривны — 22,5 грн/доллар.
Однако, не прошло и месяца, как вместо заявленного роста (а увеличение ВВП говорит об экономическом росте) Яценюк сообщил о сокращении доходной части бюджета.
"Хочу сообщить, что бюджет-2016 будет еще сложнее, чем бюджет-2015", — сказал Яценюк на заседании коллегии Минфина Украины.
По его словам, среди причин сложности принятия госбюджета прогнозированное сокращение поступлений от НБУ.
"Первая причина — существенное сокращение доходов от Нацбанка Украины, в прошлом году они заработали много, в этом году заработают намного меньше, мы оцениваем падение минус 40 миллиардов гривен", — сказал Яценюк.
"Позорный" импорт и "выдох" экономики
Любопытно, что в 2015 году НБУ должен перечислить в бюджет всего 40 миллиардов гривен, и если эти поступления сократятся на цифру, указанную премьером, можно говорить об отсутствии каких-либо выплат от регулятора, чего в принципе не может быть.
Кроме того, эксперты напомнили, за счет чего от НБУ были высокие поступления: благодаря эмиссии, в ходе которой за "свежую" гривну выкупались ценные бумаги Минфина.
Следующим источником поступлений, которых не будет в 2016 году, Яценюк назвал отмену импортной ввозной пошлины, и таким образом государство недополучит 17,5 миллиарда гривен.
Экс-министр экономики Украины Владимир Лановой считает введение пошлин позором, который противоречит практике свободной торговли.
"Импортный сбор - это позор для Украины, потому что он противоречит Соглашению об ассоциации относительно создания свободных потоков товаров с Европой, с окружающим миром. Нас предупредила Япония, нас предупредила Всемирная торговая организация, что это недопустимо. Европейский Союз, учитывая ситуацию, сказал, что он промолчит в этом году, но дальше никто молчать не будет. Это, кстати, приносит доходы бюджету, но увеличивает цены на внутреннем рынке, уменьшает ассортимент товаров и приводит к уменьшению потребления", - сказал Лановой.
В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко предполагает, что сокращение доходов госбюджета, вероятно, связано с падением ВВП, однако для точных выводов нужно дождаться официальных данных бюджета 2016 года.
"Бюджет не предполагает какого-либо роста, поэтому будет падение. Все что могли взять из экономики, уже взяли, теперь экономика "выдыхает", — сказал экономист.
"Скорее всего, сам недобор будет больше. Чтобы не говорить о падении экономики, говорят о падении доходов в бюджет. Бюджет растет за счет НДС, а так как мы предполагаем, что роста не будет, хотя, согласно расчетам МВФ, ожидается рост и доходной, и расходной части, и довольно таки существенный", — напомнил Охрименко.
Статистика против экономики?
В текущем году объемы экспорта и импорта в торговом балансе Украины сократились в разы по сравнению не только с 2013, но и с 2014 годом.
Рекордными темпами падает розничная и оптовая торговля, промышленное производство, АПК и остальные секторы реальной экономики.
Однако, Яценюк-премьер об этом не знает. Более того, он требует от государственных банков поддержать как экспорт, так и внутреннее производства. А банки, "Укрэксимбанк" и Ощадбанка находятся в состоянии технического дефолта и ведут переговоры о реструктуризации своих внешних обязательств.
"Мы не раздаем кредиты, а они не торгуют семечками. "Укрэксимбанк" должен заниматься тем, что у него написано в названии. Он должен стимулировать развитие украинского экспорта за границу. Это его основная функция. Он должен выдавать кредиты для украинских компаний, которые завоевывают зарубежные рынки. Главное для страны — поддержать экспортный потенциал, — сказал Яценюк на коллегии Минфина.
"Я требую от "Укрэксимбанка" и "Ощадбанка" последовательной политики в финансировании приоритетных отраслей экономики. "Укрэксимбанк" — экспорт, "Ощадбанк" — развитие внутреннего рынка", — добавил он.
"Ощадбанк" в первом полугодии 2015 года получил 2,8 млрд грн убытка только за счет формирования необходимых резервов и технического дефолта отдельных госпредприятий — клиентов банка.
"Укрэксимбанк" в начале июля банк сообщал об успешном завершении переговоров с кредиторами реструктуризации обязательств по своим еврооблигациям. Убытки банка в первом полугодии составили 3,848 млрд грн.
Ради рейтингов
Как банкам с убытками кредитовать такие же убыточные предприятия, премьер на коллегии Минфина не сказал. Яценюк также ни слова не сказал о росте теневого сектора экономики, который происходит как ответ на провальную политику правительства.
Еще в прошлом году Яценюк, Яресько и "примкнувшая к ним" глава НБУ Валерия Гонтарева заявляли, что 2015 год будет тяжелым, но в 2016 году начнется рост украинской экономики.
Планам этим, видимо, не суждено сбыться. Но остается вопрос, почему ситуация резко изменилась?
Экономический эксперт Всеволод Степанюк считает, что глава правительства дезинформировал общество.
"Год назад премьер откровенно врал, когда говорил, что у нас будет хорошо, и он знал, что он врал. В нормальных странах премьер, который откровенно врет людям, должен уйти в отставку. Он знал, что ничего хорошего не будет, но для того, чтобы его политическая сила ("Народный фронт") прошла во власть, он откровенно врал людям. Я думаю, он знал, что будет еще хуже", — подчеркнул экономист.
Спасительная "тень"
Эксперты предполагают, что малый и средний бизнес массово уходит "в кэш", и таким образом решает несколько задач.
Во-первых, таким образом минимизируется налоговая база. С наличных платежей "в тени" не нужно платить налоги и сборы, и бизнес вынужден этим пользоваться, так как налоговый пресс растет вместе с неофициальными поборами. И для выплаты "неофициальной" части бизнес также заинтересован занижать показатели, считает финансовый эксперт Игорь Шевченко.
"Дело в том, что торговцы уходят в кэш по той причине, что не только уменьшилась доходная часть у наших граждан, а и потому, что таким образом хотят уйти от излишнего налогообложения. Ведь не секрет, что на сегодняшний день налоговый пресс в нашей стране очень серьезный", — заявил Шевченко.
По мнению эксперта, налоговое давление действительно очень усилилось.
"Бизнес, в особенности малый и средний, это лакмусовая бумага того, что происходит в экономике. На сегодняшний момент они находятся под жесточайшим прессом и всевозможные официальные и неофициальные сборы просто вынуждают бизнесменов ужиматься и искать любые способы минимизировать это давление. Отсюда такой массовый отказ от работы с платежными картами банков", — считает эксперт.
В то же время, увеличение теневых операций в экономике Украины ведет к снижению базы налогообложения, что приведет к ситуации когда нечем будет платить ни пенсионерам, ни бюджетникам, отмечает Шевченко.
"На январь этого года, по мнению большинства экспертов, объем теневых операций составлял чуть ли не половину всех операций, которые происходят в Украине. То есть тенденция усиливается. За этим идет снижение той самой базы налогообложения, которая в бюджете является основным источником для выплат пенсий, соцпособий. И вполне возможно, если тенденция продолжится, то нечем будет платить ни пенсионерам, ни бюджетникам и т.д. То есть будет полноценный экономический коллапс, тут и дефолта ждать не нужно", — заявил Шевченко.
Пугающие цифры
По мнению Всеволода Степанюка, теневой сектор сейчас больше, чем официальные 40%, в которые его оценивает Минэкономразвития Украины.
"Порядка 40% в тени в Украине было последние лет пятнадцать. Дело в том, что уход экономики в тень связан с кризисным положением. В стране наблюдается полная анархия в законодательстве, защите прав собственности. Бизнес не может быть уверенным в надежности банковской системы, поэтому уходит в тень, в наличные, чтобы не зависеть от ситуации, которая сейчас есть", — отметил эксперт.
В этой связи планы НБУ по снижению уровня расчетов наличными между физлицами, с одной стороны можно приветствовать.
Однако, надежда главы НБУ Валерии Гонтаревой на снижении теневого сектора экономики, в данном случае, не оправдана. Теневой сектор формируют не физические, а юридические лица, а они отказываться от расчетов наличными не собираются.
Ведь это — единственный способ выживания.