наверх
28.03.202419:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Особый статус Донбасса. Таймер обратного отсчета для Украины

Переговоры по Донбассу (571)

(обновлено: )146933
Еще недавно украинские власти были готовы предоставить Донбассу особый статус, а сейчас тема автономии проблемного региона постепенно сводится на нет. Отсутствие компромисса в принципиальном вопросе рискует усугубить и без того сложную ситуацию.

Евгений Стримов, Антон Степанов, РИА Новости Украина

Еще в марте, спустя месяц после того, как в Минске состоялись переговоры "нормандской четверки", президент Украины Петр Порошенко подал в Верховную Раду закон об особом статусе отдельных территорий Донбасса и проект постановления, который четко определяет эти границы.

Тогда подобного шага от Порошенко ждали как мировые лидеры, так и представители ЛНР и ДНР, заявлявшие, что затягивание этого вопроса, по сути, подрывает итоги "Минска-2".

Жесткие условия

На поверку изменения в документе оказались весьма немногочисленными. Сам же закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят еще 16 сентября 2014 года, за три дня до подписания Минского меморандума о перемирии на Донбассе.

Тогда, в ходе переговоров президентов Украины, России, Франции и канцлера Германии, были определены "особые права" неподконтрольных Украине территорий и предложена линия разграничения.

Основой соглашений стали принятые 10 пунктов.

Читайте также: "Уголовная" контрабанда: Порошенко нарушает требования Евросоюза – адвокат

Так, предполагалось, что на территориях с особым статусом будет действовать украинское законодательство, но с учетом особенностей региона. К примеру, самопровозглашенным республикам, по сути, дали право отказаться от торговли с Евросоюзом и активно интегрироваться в экономическое пространство РФ.

Второй пункт — русский язык: "особым территориям" разрешалось свободно использовать русский в сфере судопроизводства, экономической и социальной деятельности, а также в системе образования.

Третье — взятие границы под контроль. В то же время, как заверял первый зампредседателя Госпогранслужбы Украины Павел Шишолин, новый закон не отменяет принятого правительством проекта инженерного обустройства границы "Стена". По его словам, Украина собиралась обустраивать границу на неподконтрольной территории, когда "уйдут ополченцы". Также закон предусматривал, что особый статус получат не все населенные пункты Донецкой и Луганской области, а только те, которые назовет штаб АТО, созданный при СБУ.

Тайны украинской власти

Еще один пункт, вызывавший жесткую конфронтацию сторон, —  выборы. Согласно закону, 7 декабря "отдельные районы Донецкой и Луганской области" должны были получить право провести выборы и избрать местных депутатов и даже городских голов. В то же время, право назначать губернаторов должно было оставаться за Киевом.

Следующее — "добровольческие отряды народной милиции", которые должны были действовать в украинском правовом поле. Впрочем, даже в МВД подобную инициативу называли нонсенсом.

Далее — поддержка Киевом экономического развития "особых" регионов: объем затрат должен прописываться в бюджете, причем предусмотрено, что сокращаться этот объем не может, даже в условиях экономии, а замглавы комитета ВР по вопросам соцполитики и труда Павел Розенко уверял, что пенсии и зарплаты бюджетникам будут выплачиваться так же, как и в других областях страны.

Выборы раздора

Впрочем, только обсуждением Меморандума с 10 достаточно спорными пунктами дело не ограничилось: интригой оставалась демаркационная линия. Лишь в конце января в СМИ попало "секретное" приложение к договоренностям с координатами населенных пунктов, которые должны были остаться в подчинении Украины.

Стало понятно, почему власти страны не раскрывали этой информации: оказалось, что Донецкий аэропорт, защита которого украинскими военными стала легендой, еще в сентябре предполагалось передать ДНР.

Читайте также: Порошенко и популизм: слова красивые, результаты нулевые – эксперт

Дальше случилось зимнее обострение конфликта, приведшее ко второй встрече в Минске и подписанию протокола от 12 февраля, согласно которому, на следующий день после отвода тяжелых вооружений от линии разграничения, Украина должна была начать некий "диалог о модальностях проведения местных выборов". К тому же, не позднее 30 дней с момента подписания документа, Киев должен был принять постановление об определении границ территорий с "особым режимом".

Его-то и внес Порошенко в Раду: согласно тексту, размещенному на сайте ВР, к территориям с "особым статусом" предлагается отнести "районы или их части, города, поселки и села… между государственной границей Украины с Российской Федерацией, урезом воды Азовского моря и линией…, отвечающей Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года". Таким образом, ни Дебальцево, ни территориям, граничащим с аэропортом Донецка, "особый статус" не полагается.

Статус от лукавого

Как бы то ни было, а в последнее время тему "особого статуса" для Донбасса украинские политики пытаются вообще замять и свести на нет. Например, в проекте изменений в Конституцию Украины, который изначально был затеян ради децентрализации, особый статус Донбасса вообще не содержится как прямая норма, а упомянут лишь ссылкой на соответствующий закон в переходных положениях…

"Проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особенного статуса Донбасса. Все эти мысли от лукавого", — заверил президент Петр Порошенко, представляя правки в основной закон страны.

"Возникают вполне обоснованные опасения, не навредит ли децентрализация единству нашей страны, не несет ли она хотя бы гипотетические риски для территориальной целостности. В очередной раз подчеркиваю, что децентрализация не означает ослабления полномочий центральной власти в таких вопросах как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение гражданских свобод", - сказал президент.

Темнят с вопросом о статусе Донбасса и в парламенте. Так, глава "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко заявил, что осенью может пройти референдум по госустройству и статусу Донбасса.

"Мы можем людям предложить базовые вопросы — по государственному устройству и международной политике. Я думаю, что такой референдум был бы полезен", - сказал Луценко. По его словам, один из возможных вопросов референдума - это отношение людей к предоставлению временно оккупированным территориям особого статуса.

"Люди должны принять решение — или заплатить десятки тысяч жизней наших солдат за освобождение, например, Донбасса, или заблокировать раковую опухоль и лечить ее экономическими методами", - заявил депутат.

Остается только ждать

На заявление Луценко практически тут же отреагировали в ДНР: председатель народного совета самопровозглашенной республики Андрей Пургин сказал, что в очередном референдуме о статусе Донбасса "нет необходимости". В качестве подтверждения своей самостоятельности представители ополчения назначили на осень собственные выборы в местные советы.

Читайте также: Новые пропуска в зону АТО: на блокпостах стоят километровые очереди – спецкор

"Мы видим, что в текущей версии децентрализации ситуация на Донбассе абсолютно не отображена: сделана ссылка на какие-то дальнейшие переговоры, и первоначальная цель, к сожалению, абсолютно упущена", — говорит директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. - "Такой вариант не будет воспринят в так называемых республиках, он не будет поддержан в Российской Федерации. Он имеет шанс на существование только в том случае, если параллельно будет заключено дополнительное международное соглашение при участии всех ключевых гарантов. Только в таком случае этот вариант имеет хотя бы небольшие шансы на реализацию".

Не верит в разрешение ситуации и предоставлении Донбассу особого статуса и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

"К большому сожалению, на нынешнем этапе нет такого компромиссного решения, которое бы удовлетворило всех. Силы приблизительно равны, а идти на уступки никто не хочет. Компромисс — это когда на уступки идет более слабая сторона, а победитель как бы подыгрывает, пытаясь сохранить лицо проигравшим. Но пока наблюдается равенство сил, говорить о том, что одни продиктуют условия, а другие — согласятся на это, не приходится. Поскольку такой сценарий пока нереален, придется ждать", - резюмировал политолог.

Самое читаемое
    Темы дня