наверх
24.04.202407:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Губит людей не пиво, губит закон Гопко

(обновлено: )624187
Пиво теперь – алкогольный напиток, что меняет "правила игры" – его производства и продажи для сотен и тысяч украинских компаний. Противники нововведения называют "пивной закон" лоббистским, а участники рынка подсчитывают возможные убытки.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

С 1 июля пиво в Украине отнесено к алкогольной продукции: для его производства нужно получить 15 новых разрешительных документов в более чем десяти инстанциях, чтобы варить и продавать – требуется лицензия, а рекламу пенного напитка существенно ограничат.

Смерть малого бизнеса и убытки ТВ

Все эти моменты описаны в законе №71, принятом еще 28 декабря прошлого года, который вступил в силу с 1 июля. В то же время, пивовары надеются на скорейшее принятие законопроекта №2971, который смягчит нововведения.

Поскольку закон приравнял пиво к другим алкогольным напиткам, требования к его продаже стали значительно строже. Главное – продавать пиво можно будет, только обладая специальной лицензией. Ее стоимость для торговой точки в сельской местности – 500 гривен в год, в городах – 8000 в год.

"То есть, с сегодняшнего дня все должны были бы работать с лицензией. Если киоски и магазины продолжают продавать пиво, это означает, что они либо уже имеют лицензию, либо к ним еще не пришли налоговики с проверкой", – говорит эксперт рынка пива Назар Новосельский.

По его информации, всего в Украине – около 90 тысяч мелких торговых точек, продающих пиво. Еще 20 тысяч – разнообразных кафе и ресторанов, где торгуют пенным напитком. По подсчетам эксперта, около 10% существующих сельских точек не смогут "пережить" введение новых правил. 

Штраф же за торговлю алкогольными напитками без лицензии составит от 850 до 3400 грн.

Кроме того, Новосельский отмечает, что намного сложнее – нормы закона,  касающиеся рекламы пива. Так, теперь крутить "пивные" ролики по ТВ можно только с 23:00 до 6:00. 

Еще один момент – отныне запрещается брендовая реклама пива – на холодильниках, зонтах, кафе, мебели, авто и так далее. Пивовары же признаются, что на подобную рекламу за последние годы было суммарно вложено около 520 миллионов долларов, а теперь инвестиции могут быть потеряны в один момент.  Огромные убытки понесут и телеканалы. 

Список проблем

Кроме того, с 1 июля вступило в силу множеств технических изменений, которые придется встроить в производственный процесс. Так, по словам гендиректора ПАО "Карлсберг-Украина" Евгения Шевченко, введено 17 новых норм, включая требования к рецептуре, упаковке, регламенты в отношении производственного процесса, акцизные марки на импортный продукт и т. д.

Также Шевченко считает, что нововведения способны "убить" маленькие частные пивоварни: "чтобы продавать свое пиво, им придется за 500 тысяч гривен купить лицензию, и, я думаю, что большинство из них, если ничего не изменится, просто закроются". 

В целом, с 1 июля для производства пива в Украине надо получить 15 новых разрешительных документов в более чем 10 инстанциях. Учитывая то, что в Украине производится более 880 наименований пива, и вопрос о наличии дополнительного административного и кадрового ресурса на тысячи лишних разрешений и проверок остается открытым.

Кроме этого, должна измениться и упаковка продукции. Предполагается, что часть информации должна обязательно указываться на лицевой части этикетки. Незначительные, казалось бы, изменения приведут к тому, что производители должны будут просто утилизировать уже имеющуюся в запасах этикетку и  упаковку на сумму более 200 миллионов гривен.

Массовые акции – под угрозой

Опасаются пивовары и технологической коллизии: большинство требований к обороту крепкого алкоголя неприменимы к пиву, исходя из технологии его производства, поэтому участники рынка надеются, что правительственный законопроект №2971, отменяющий ряд требований нового закона, все же будет принят. 

"На кон поставлено очень много. Мы надеемся, что у правительства хватит разума и политической воли исправить допущенные ошибки", — сообщил в неофициальной беседе один из представителей отрасли.

Беспокойства пивоварам добавляют и цифры: так, согласно сообщению компании "Укрпиво", объем производства пива по Украине за пять месяцев в 2015 году составляет около 75,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Производители пива прогнозируют, что в результате действия закона падение рынка пива на конец года может составить 20-22%.

Эксперты говорят, что это падение отразится прежде всего на так называемом "массовом" пиве, производители которого, среди прочего, поддерживали различные массовые акции. Теперь же проведение подобной рекламной поддержки запрещено.

Благородные и истинные мотивы

Вступивший в силу "пивной" законопроект оказался прочно связан в массовом сознании с народным депутатом от "Самопомичи" Анной Гопко, известной раньше своей борьбой с курением, а теперь, как считается, "взявшейся" за пиво.

Позицию многих представителей малого бизнеса выразил на своей странице в Facebook пивовар из Коломыи Роман Крытко. Он сообщил, что из-за "пивной реформы" Гопко закрылись "десятки тысяч мелких предпринимателей и более сотни семейных пивоварен", а он лично закрыл две точки и вынужден был уволить 6 человек. Кроме того, по мнению Крытко, платить 500 тысяч гривен за производство пива в маленьких пивоварнях – совершенно нереально.  

"Господа, можете искренне поблагодарить за ту дорогу мочу, которую теперь будете употреблять под большими торговыми марками такими, как: "львівське","оболонь","чернігівське","першаприватна","рогань". Эти гиганты производства бурды, которая никогда не киснет, могут заплатить любые деньги. А те, кто делали настоящий напиток,  теперь вынуждены будут закрыться. Не говорю о тысячах магазинов, и сотни тысяч людей без работы. Вот такие реформы", – суров бизнесмен. 

В то же время, многие украинцы посчитали закон откровенно лоббистским, направленным на защиту "гигантов" индустрии от стремительно завоевывающих рынок и популярность небольших пивоварен. Подобное мнение – у политолога Тараса Загороднего.

"Они и лучше и свежее пиво делают, что сильно огорчало крупные пивоваренные с их бурдой. Смешная аргументация по борьбе с детским алкоголизмом. Пива меньше не станет. Пить его меньше не будут, как уверяет Гопко, потому что как раз крупные производители закачивают тонны денег в рекламу, где пиво пить мегакруто, что сильно влияет на детскую психику. Так, что кривит душой Гопко. Все как раз наоборот будет. Пиво станет еще доступнее, так как цены у мелких производителей выше. "Взаимопомощи" уже пора следить за своими "молодыми политиками". Ума у них совсем нет ",пишет политолог.

Вместе с тем, он не понимает, почему Анна Гопко не обратила внимание на слабоалкогольные "лонгеры" – они цветные и сладкие, поэтому больше нравятся детям, а пиво – все же на любителя. По словам Загороднего, перед выборами "Самопомичь" может легко потерять до миллиона голосов, если политические конкуренты будут им напоминать "пивной закон" Анны Гопко. 

Авторы законопроекта в тумане

Сама же Анна Гопко сначала обрадовалась вступлению в силу закона – "С 1 июля 2015 года пиво признано алкоголем. Наконец-то!", а днем позже открестилась от него, заявив, что не имеет к законопроекту никакого отношения. 

"По поводу развернутой против меня грязной кампании о мифическом "законе Гопко" официально заявляю: привязка моего имени в этот закон и тонны лжи, сказанной по этому поводу, являются сознательной провокацией и не имеют ничего общего с реальностью", — написала народный депутат, добавив, что она предлагала отказаться от дополнительных налогов с малого бизнеса, но ее поправки не прошли, а закон в целом нужно было принимать, чтобы "родился" бюджет.  

Впрочем, Гопко подчеркнула, что она – "как европейка" – поддерживает подобную инициативу. 

На сайте же Верховной Рады указывается, что инициатор законопроекта – премьер-министр Арсений Яценюк. 

Новая-старая коррупционная схема

Корреспондент РИА Новости Украина решил выяснить, как "пивные" нововведения отразились на розничной торговле. В целом, в Киеве ассортимент небольших ларьков и МАФов практически не изменился – пиво продается, как прежде. 

Сами реализаторы говорят, что либо "хозяин ничего не говорил", либо вовсе впервые слышат о запрете, добавляя, что "шмонают нас не впервые", но называют новые запреты "кощунством".

"Сейчас пиво и вода – самый ходовой товар, и убирать пиво значит сильно сбавить продажи", – рассказал хозяин одного из киосков столицы. Мужчина также говорит, что новый закон может только увеличить "ренту" – так он называет ежемесячные "отчисления" работникам МВД, – "чтобы не трогали".  

Любопытно, что, пока новый закон не вступил в силу, Украина находилась в списке  государств, где пиво было самым дешевым: средняя цена на пиво в Киеве в розничной продаже и пабах составляла 1 доллар 66 центов или почти 35 гривен. Это самая низкая цена за пол-литра хмельного напитка в мире. Последнюю строчку по этому показателю столица Украины разделяла с Краковом.

При расчете средней цены эксперты узнавали стоимость хмельного напитка в трех главных супермаркетах и отелях (Hilton, Best Western и Holiday Inn) каждого из городов.

Самое читаемое
    Темы дня