наверх
07.07.202208:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ан-132: прибыльный поход на восток

(обновлено: )207620
Вторая новейшая разработка, представленная государственным предприятием "Антонов" на 51-ом международном авиационно-космическом салоне "Le Bourget-2015" привлекла большее внимание, чем впервые продемонстрированный опытный образец военно-транспортного Ан-178.
Легкий транспортный самолет Ан-132

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Этой новинкой стал лёгкий транспортный самолет Ан-132, проект которого разрабатывается в интересах Королевства Саудовской Аравии и предполагает создание модификации Ан-32 с передачей документации и интеллектуальных прав на нее. Он предназначен для транспортировки различных грузов массой более 9 тонн на ближне- и средне магистральных маршрутах. Согласно предварительным оценкам, потребность рынка составляет около 900 таких машин.

Подписание партнерского Соглашения о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии
Подписание партнерского Соглашения о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии

Соответствующее "Партнерское Соглашение о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии" было подписано ГП "Антонов" в апреле 2015 года с дочерней организацией "Taqnia Aeronautics", в присутствии принца Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда, президента Научно-технологического центра имени короля Абдулазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology) и Председателя совета директоров компании по вопросам развития и инвестиций "Taqnia". Западными партнерами выступают компании "Pratt & Whitney Canada", и "GE Aviation".

Основной целью соглашения является "передача технологии авиационного производства в КСА, а также подготовка представителей Саудовской Аравии к работе в сфере авиационного производства. Для этого будет выполнена совместная доработка существующей модели самолета Ан-32 с целью обеспечить улучшение характеристик самолета в отношении полезной нагрузки, дальности полета и взлетных параметров. Новая модель самолета получит название Ан−132 и Саудовская Аравия будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на нее".

Уже в ходе Парижского авиасалона 16 июня было подписано пятистороннее соглашение о проектировании и постройке в Саудовской Аравии авиационного завода, "оснащенного современным оборудованием, позволяющим воплотить новейшие авиационные технологии". Партнерами по данной программе являются: "Taqnia" (Королевство Саудовская Аравия), ГП "Антонов", УкрНИИ АТ и "Альтис Холдинг"  (Украина), а также и "Broetje-Automation" (Германия). Согласно достигнутым договоренностям, сооружение объекта в пустыне планируется завершить уже к концу
2016 года, а первым самолетом, постройку которого планируется освоить на новом авиационном комплексе, станет легкий транспортный самолет Ан-132.

По результатам рабочей встречи руководства ГП "Антонов" с партнёрами проекта, которая состоялась в рамках участия Украины в авиасалоне был окончательно согласован срок подготовки самолёта-демонстратора Ан-132: он должен быть построен через полтора года, то есть до конца 2016-го. Кроме того, был решен вопрос об оснащении двигателями и необходимым оборудованием – двигатель будет производства "Pratt & Whitney Canada" PW-150, навигационная система – американской фирмы "Honeywell". Также были обсуждены и другие рабочие вопросы дальнейшего взаимодействия в рамках этой программы.

Финансовые параметры проекта не озвучивались. Тем не менее, по сведениям из ряда источников, общая стоимость опытно-конструкторской работы продолжительностью 18 месяцев составит 116 млн. долл., 40 млн. из которых заплатит саудовская сторона, а 76 млн. вложит ГП "Антонов". После первого взлета получившегося в итоге опытного образца арабские партнеры переведут еще 20 млн. долл. для проведения его испытаний. Доля украинцев составит на этом этапе 9 млн. долл.

С точки зрения ГП "Антонов" проведение данной работы не представляет ни малейших затруднений. Совсем недавно модернизация бортового оборудования Ан-32 была осуществлена в рамках контракта с Индией. Ан-32, с его огромной энерговооружённостью, способен, даже без модернизации, перевозить обещанные саудитам 9-10 и даже более тонн полезной нагрузки. Документальное подтверждение этому факту появилось в декабре 2006-го, когда представитель Енисейской транспортной прокуратуры зафиксировал нарушения на самолете авиакомпании "Эвенкия-Авиа": "… выяснилось, что на борту Ан-32, допускающего нагрузку в 6,8 т, находилось 11,3 т груза".

Технологии проектирования и производства самолета Ан-32 уходят корнями в 1959 год, когда в Киеве разрабатывался пассажирский Ан-24, поэтому передать или продать их по любой цене арабским инженерам чрезвычайно выгодно, тем более, что без последующей
помощи и сопровождения проекта со стороны инженеров украинских, у саудитов вряд ли что-то выйдет.

Казалось бы, менее понятен интерес к проекту со стороны КСА. Ведь в тот же день 16 июня, на том же Парижском авиасалоне европейский консорциум "Airbus Defence & Space" сообщил о заказе со  стороны министерства внутренних дел КСА четырех средних транспортных самолетов C-295W, оснащенных двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PW127G. Полезная нагрузка производимого с 2000 года самолета составляет 9,7 т, что практически полностью совпадает с возможностями Ан-132, проектирование которого только начинается. Ранее саудиты приобрели меньший по размерам CN-235, а также около 60 транспортных С-130 "Геркулес", причем заказали еще 25 новых С-130J.  Таким образом, КСА располагает вполне современной и многочисленной номенклатурой транспортных самолетов, часть из которых являются полными и действующими аналогами пока еще бумажного Ан-132. За всю историю королевства оно ни разу не приобретало для собственных нужд вооружения из стран СНГ. Случаев самостоятельного проектирования и последующего производства сложной военной техники также не отмечено.

Возможная разгадка их действий лежит в том, что это далеко не первое совместное предприятие, созданное ГП "Антонов" с ближневосточными заказчиками. 3 декабря 1995 иранская самолетостроительная компания "HESA" из г. Исфахан и "АНТК им. О.К. Антонова" заключили "Контракт о совместном производстве, проектировании, передаче технологии и изготовлении самолета Ан-140" на сумму 195,2 млн. долл. Всего по украинской лицензии планировалось выпустить 80 двухдвигательных турбовинтовых транспортных самолетов IrAn-140. В дальнейшем рассматривалась возможность разработки и производства в Иране модификаций Ан-140, предназначенных для морского патрулирования, тактического транспортного с рампой и самолета ДРЛО.

В конце мая, уже после подписания исторического "Партнерского соглашения…", появилась информация о том, что "Иран приостановил лицензионное производство транспортных самолетов Ан-140 на авиационном заводе HESA в г. Шахиншехр в виду прекращения поставок комплектующих с Украины".

Для Саудовской Аравии, злейшим врагом которой выступает именно Исламская Республика Иран, закрыть производство "первого исламского самолета" — колоссальная победа. Большого вреда не будет, если попутно удастся подучить нескольких своих сограждан, как конструируют и производят самолеты в ГП "Антонов"…

Самое читаемое
    Темы дня