наверх
19.04.202423:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Конституционная реформа: все во имя Порошенко, все для блага Порошенко

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )216795
Украина на пороге конституционной реформы, однако процесс носит полузакрытый характер, общество не в курсе, как именно предлагается изменить в Основной Закон, легитимность которого и без того под вопросом.

Андрей Лубенский, РИА Новости Украины

Конституционная реформа в Украине переходит в область практического исполнения. В президентской администрации высказывают пожелание, чтобы изменения в Конституцию относительно децентрализации были проголосованы в Верховной Раде уже в июле, а во втором чтении — в сентябре 2015 года (об этом сказал заместитель главы АП Дмитрий Шимкив). 

Ранее спикер Рады, председатель Конституционной комиссии Владимир Гройсман представил членам Венецианской комиссии законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации.  

Венецианская комиссия одобрила предлагаемые изменения, отметив, что они в значительной степени совместимы с Европейской хартией местного самоуправления. Интересно, что вывод этот предварительный, окончательное заключение будет позже.

В то же время, по словам заслуженного юриста Украины Марины Ставнийчук, украинское общество совершенно не знает, что именно было представлено Венецианской комиссии, а члены комиссии не были осведомлены об этом факте — "иначе они бы это отметили".

Куда спешим-то 

Одобрение (пусть и предварительное) Венецианской комиссии окрылило реформаторов: похоже на то, что власть рассчитывает быстро добиться результата.  

Читайте также: Порошенко с "московскими "парашютистами" не разговаривает

"Я могу только поблагодарить европейских коллег за понимание неотложности этой реформы и такую оперативную реакцию. Мы тоже должны подтвердить нашу готовность двигаться, не теряя времени. Уже в пятницу, 26 июня, на заседании Конституционной комиссии сможем рассмотреть и, надеюсь, одобрить проект изменений в Основной Закон в части передачи полномочий на места с учетом рекомендаций Венецианской комиссии", — отметил Гройсман на своей страничке в Facebook. Он также заявил, что предложит депутатам не закрывать сессию парламента

Гройсман сообщил журналистам, что после принятия наработанных властью изменений в Конституцию в части децентрализации, необходим будет переходной период примерно в два года, за который нужно будет внести изменения в более чем 500 законов и подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. По словам спикера, после переходного периода можно будет провести еще одни внеочередные местные выборы.

Ранее такой возможности не исключил премьер Арсений Яценюк, отметивший, что власть не успевает провести конституционную реформу до местных выборов в октябре этого года, а выборы нельзя откладывать. 

Отметим, что конституционная реформа предусмотрена минскими мирными договоренностями. В середине февраля в Минске был подписан документ, который предполагает, в том числе, внесение в конституцию Украины изменений, предполагающих децентрализацию власти. 

Полпред ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего уже заявил, что Киев, планируя изменения Конституции по вопросу децентрализации, должен направить предложения в контактную группу для согласования с представителями Донбасса, в противном случае эти поправки нельзя рассматривать как реализацию минских соглашений. 

Ошибочный путь

Избранный властью путь принятия новой Конституции —  "абсолютно ошибочный", считает дипломат, эксперт по вопросам международной политики Александр Чалый

"Во-первых, он абсолютно незаконный с точки зрения действующей Конституции, по которой мы равны. Все-таки Майдан умирал за версию Конституции 2004 года, и она предусматривает, что любые конституционные изменения должны делаться через парламент", — отметил он. 

При этом он высказал убеждение, что сейчас "никаких шансов принять новую Конституцию в этом процессе практически нет".

"Единственный шанс сейчас спасти ситуацию для власти — это не пытаться принять силой новую Конституцию, которая будет априори не легитимная… И когда мы строим "стену Яценюка" на Востоке и хотим принять новую легитимную Конституцию Украины, тогда у меня вопрос, для какой Украины, если люди на Востоке не смогут принимать участия в ее принятии в ее обработке?", — сказал Чалый.

Он подчеркнул, что ключевые вопросы (НАТО или нейтралитет, децентрализация или федерализация и т. д.) надо вынести на честный референдум. Он также посоветовал начать обсуждение конституционных изменений в интернете, открыв специальный портал.

"Если мы этого не сделаем, то лучше, чтобы новой Конституции не было. Потому что новая Конституция, принятая таким образом (без широкого обсуждения — Ред.) мира Украине не даст, она будет дальше дестабилизировать страну", — заявил Чалый. Он добавил, что если народ не сможет реально повлиять на текст Основного Закона, и это будет "новый междусобойчик" властных элит, то такая Конституция повлечет новые опасные вызовы для Украины.

Читайте также: Нам так не жить! Чиновники богатеют даже в кризис

С этим не согласился представитель администрации президента Константин Красовский, отметивший, что сам факт дискуссий относительно конституционного процесса как раз показывает его легитимность, показывает, что "Конституционная комиссия идет к народу".

"Но нет текста (у народа)!" — возразила на это Марина Ставнийчук. 

Легитимность под вопросом

С вопросом о легитимности Конституции в Украине проблемы уже традиционные, отметила Ставнийчук. По ее словам, в 2014 году "нелегитимно вернулись к Конституции 2004 года", которая, в свою очередь, тоже была принята с процессуальными нарушениями… Не говоря уже о событиях 2010 года.

"На сегодняшний день мы имеем очень серьезную проблему с легитимностью Основного Закона", — сказала она. По мнению Ставнийчук, и сейчас конституционный процесс "не был открытым и конкурентным", не привлекались представители гражданского общества.

Эксперт подчеркнула, что руководство страны несет ответственность за то, что "конституционный процесс пошел не в том направлении, в каком нужно". Она напомнила, что год тому назад предлагала президенту Украины организовать широкое обсуждение имеющихся предложений, чтобы еще тогда начать процесс — но к предложению не прислушались.

По-прежнему остаются нерешенными проблемы информирования общественности (да и хотят ли ее решать?). Так, Ставнийчук сообщила, что информацию о проектах по децентрализации она вынуждена брать из интернета, со странички вице-спикера Оксаны Сыроид в соцсети.

По мнению Ставнийчук, власть вполне может использовать технологию референдума при проведении местных выборов в октябре 2015 года, и посоветовала включить вопрос о том, хочет ли народ "сильной руки"?

"Я вам скажу, что стране нужна сильная власть, а не сильная рука", — сказала она, добавив, что вызовы, которые стоят перед Украиной, настолько серьезны, что "конституционный процесс, на фоне внешней агрессии, на фоне социально-экономических проблем… может стать последней каплей", привести к дестабилизации.

Многие эксперты выражают тревогу относительно сути готовящихся изменений в Основной Закон. Так, член Конституционной комиссии Василий Нимченко заявил, что проект изменений в Конституцию Украины существенно урезает экономическое право и право на землю.  

Нимченко назвал документ "Гибридной Конституцией", которая пишется "под конкретных политиков", предположил, что проект примут (если примут) под покровом ночи, и предостерег: некоторыми изменениями "закладывается бомба замедленного действия, которая будет использоваться для абсолютизации власти вплоть до диктатуры".

Самое читаемое
    Темы дня