Евгений Стримов, РИА Новости Украина
Въехать-выехать из зоны АТО теперь если и возможно, то очень дорого и опасно, но политики продолжают настаивать на ужесточении правил пересечения линии соприкосновения. Переселенцы же называют подобную стратегию "сепаратизмом со стороны Украины".
"Украина воюет за территории, а не за людей"
С 18 июня СБУ запретила пропуск через линию разграничения на Донбассе пассажирских автобусов, выполняющих регулярные рейсы: теперь выехать "в материковую Украину" можно только на автомобилях вместимостью до девяти человек или пешком.
Политический эксперт Михаил Павлив в минувшую пятницу рассказывал на круглом столе в РИА Новости Украина, что его теща с тестем простояли больше пяти часов в пешей очереди между блокпостами ДНР и ВСУ, добавив, что у людей есть возможность проехать несколько километров и на автомобиле — выручают предприимчивые таксисты, — но за это нужно заплатить 1500 гривен.
"Это показывает, что Украина воюет за территории, а не за людей", — сказал тогда Павлив.
Постановление СБУ — продолжение политики Украины, которую страна начала еще в январе 2015 года, когда были введены первые существенные ограничения пересечения линии соприкосновения, которые позже лишь ужесточались. К июню в зоне АТО осталось всего 6 мест пропуска, где происходит контроль транспортного сообщения.
Теперь же многим жителям, чтобы попасть "из Украины" в ДНР или ЛНР, приходится делать многокилометровые крюки, а дорога, раньше занимавшая час-полтора, растягивается часов на пятнадцать.
К тому же, далеко не факт, что даже при наличии пропуска человек сможет миновать блокпост, и его не "завернут" назад.
Пешком — несколько километров
Впрочем, новые правила пересечения, рассказывают жители неподконтрольных Украине территорий, не особо-то изменили маршруты. Разве что подняли цены на проезд.
"Выезжаем из города, доезжаем до блокпоста, выходим, идем пешком несколько километров до КПП. Идем — полчаса, сорок минут, под палящим солнцем, с сумками, — подходим к украинскому блокпосту, проходим его, садимся в другой автобус", — описывает новый маршрут жительница Донецкой области Татьяна. — "Стыдно, обидно, мерзко. Видно, что сами военные в шоке, но ничего поделать не могут — приказ".
Есть иной вариант — пешая прогулка от одного КПП до другого, а затем ловить попутное авто или обращаться к дежурящим неподалеку непременным таксистам.
У частных перевозчиков же сейчас — время роста прибылей. Водители охотно рассказывают, что раньше брали за дорогу, например, из Мариуполя в Донецк 500 гривен, а теперь подняли ставки примерно вдвое. О моральной стороне дела предпочитают не думать, объясняя возросшие цены подорожавшим бензином и риском пересечения блокпостов.
На один из самых частых вопросов — Зачем вновь ужесточили правила въезда-выезда в АТО? — заочно ответил спикер Администрации президента по вопросам военной операции Андрей Лысенко.
"Ограничение движения пассажирского транспорта связанно с усилениями мер безопасности", - объяснил он, добавив, что, по мнению чиновников, люди, идущие пешком, находятся в большей безопасности, нежели те, которые передвигаются на транспорте — "обладают большей мобильностью".
Однако, как быть пенсионерам и людям, неспособным пройти несколько километров пешком, ни в Генштабе, ни в СБУ не сообщили.
Блокада и "силовой вариант"
За фактическую изоляцию Донбасса в Украине плотно взялись с конца весны текущего года: 12 мая глава Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль запретил пропускать жителей ЛНР и ДНР на контролируемую украинскими силовиками территорию и обратно.
Затем, 2 июня, лидер фракции "БПП" Юрий Луценко призвал депутатов установить экономическую блокаду оккупированных территорий и создать зону приоритетного экономического развития на территории освобождённых районов Донбасса.
А уже 3 июня 14 народных депутатов, включая первого вице-спикера Андрея Парубия, зарегистрировали законопроект, предлагающий распространить действие ряда положений закона "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины", ранее распространявшихся только на Крым, также на контролируемые самопровозглашенными республиками районы Донбасса.
Парубий заявил, что инициатива направлена на борьбу с коррупцией.
Еще более громкое заявление сделал 21 июня глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский, сообщивший, что возможен силовой вариант решения конфликта в Донбассе.
"Если на самом деле с той стороны не будет исполнения этих условий (минских соглашений — ред.), мы должны кратковременно осуществить блокаду, а потом фактически — силовой вариант для возобновления контроля украинской власти над всей Донецкой областью", — сказал чиновник.
"Сепаратизм со стороны Украины"
В то же время, позиция простых людей, особенно жителей зоны АТО и переселенцев, у которых остались родственники, друзья и знакомые в Донбассе, разительно отличается от мнения власти.
Вечером в понедельник, 22 июня, в Киеве на Майдане прошел митинг переселенцев, протестующих против очередного ужесточения пересечения линии соприкосновения — около 200 человек требовали упростить пропускной режим.
В первую очередь общественных активистов возмущает полный запрет автобусного сообщения между территорией, находящейся под контролем ополченцев, и другими регионами Украины. По словам переселенцев, это не только полностью исключает выезд из контролируемой ополчением территории тех людей, которые не имеют собственного автотранспорта, но и лишает возможности их родственников из передать туда помощь.
"Вместо упрощения системы получили полную блокаду, то есть разделения страны. Это и есть сепаратизм", — говорили участники митинга.
В свою очередь, в ДНР блокаду Донбасса назвали попыткой сорвать мирные переговоры.