наверх
28.03.202415:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

По пути Януковича. Порошенко концентрирует всю власть в стране в своих руках

20369145
Давно обещанная в Украине децентрализация власти на деле оборачивается еще большей централизацией, укреплением властной вертикали, при которой абсолютное большинство главных решений в стране принимает Президент и его администрация.

Децентрализация власти в Украине остается одним из главных требований не только международного сообщества, но и самих украинцев. Напомним, что изменения в Конституцию, которые проводятся в рамках децентрализации власти в стране, должны вступить в силу уже осенью текущего года, о чем заявлял Президент Петр Порошенко.

По его словам, децентрализация может стать реальностью уже после местных выборов, а Конституционная комиссия готовит необходимые изменения.

Детальнее о будущих конституционных переменах в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Института информационного общества Ярослав Павловский.

На каком этапе сейчас находится процесс децентрализации власти в стране?

– Децентрализация – это один из ключевых моментов административной реформы. Потому что сама по себе децентрализация не является реформой. Более того, административная реформа предполагает несколько этапов и уровней.

Речь идет не только о перераспределении власти от центра к регионам, а также изменение функций власти на местах, но и, возможно, об изменении административных границ регионов.

Что касается темпов развития, то первым серьезные намерения провести административную реформу задекларировал еще президент Ющенко, но сложность заключалась в том, что на то не было политической воли.

Читайте также: Обзор мировых СМИ. Ющенко: "нас предали"

К счастью, сегодня политическая воля есть, но здесь даже не столько воля, сколько необходимость. Я как политический эксперт прихожу к парадоксальному выводу, что у нас все реформы происходят от того, что мы просто прижаты к стенке, нам отступать некуда.

Но сейчас нам под видом децентрализации попытаются "втюхать", извините за такой сленг, модель, при которой вроде бы перераспределяется власть от Киева к регионам, но при этом усиливается административная вертикаль президентской власти. А у нас, не забывайте, парламентско-президентская республика, и полномочия президента распускать местные органы власти, например, совсем неестественны.

Что означает понятие "префект" из законопроекта про децентрализацию?

– Планируется пересмотреть границы областей, у нас появится понятие "регион" или "край". Поэтому префект, грубо говоря, это губернатор, представитель исполнительной власти на местах.

Успеют ли внести изменения в Конституцию до начала местных выборов?

– У меня большие сомнения на этот счет. Меня еще больше беспокоит то, что настолько важная реформа, которая «аукнется» нашим поколениям, принимается в угоду краткосрочным интересам политической элиты.

Пугают и такие быстрые темпы рассмотрения этого закона, и та процедура, по которой рассматриваются другие законы в нынешнем парламенте.

В кулуарах парламента говорят о том, что Гройсмана хотят посадить в кресло мэра Киева вместо Кличко.

– Люди в окружении Порошенко, да и сам Петр Алексеевич, не привыкли делиться властью тогда, когда этого можно не делать. Речь идет о взаимоотношениях с партнерами, с Кличко, который тем более демонстрирует негативную тенденцию в электоральных рейтингах, поэтому отсюда и возник тезис о возможности выдвижения Гройсмана кандидатом в мэры Киева.

К сожалению, украинская политика имеет яркие признаки византийского типа, то есть когда в кулуарном режиме действуют методом шантажа и провокаций.

Читайте также: Золотарев: Яценюк – циничный и аморальный политик

Выдвижение Гройсмана можно расценивать как ответный шаг на жесткие заявления Кличко, связанные с Наливайченко. Но вроде бы этот тезис уже был снят.

Не смогут ли местные выборы поссорить нашу коалицию?

– Де-факто коалиции как идеологически целостного создания уже не существует. Сегодня она держится не из-за того, что Порошенко не хочет ругаться с Яценюком. "Блок Петра Порошенко" демонстрирует небольшой рост, либо консервацию размера электората.

Тенденцию к росту имеют "Батькивщина" и "Радикальная партия". Соответственно, электоральной перспективы быть избранными в парламент не имеют "Народный фронт" и "УДАР".

О чем это говорит? О том, что вторая по размеру фракция "Народного фронта" либо должна прекратить свое существование после парламентских выборов, либо найти себе новую "политическую крышу".

Получается, в любой момент коалиция может развалиться, и страна опять пойдет на выборы?

– К сожалению, страна действительно живет в формате очень быстрых изменений: Майдан, АТО, выборы, выборы, выборы. И не исключено, что следующей весной у нас будут опять парламентские выборы, ведь парламент на 40% не соответствует общественным чаяниям.

Это является показателем политического кризиса.

Стоит ли нам ожидать поставок летального вооружения из США?

– Это стоит воспринимать как акт психологической поддержки со стороны властей США, но президент Обама может в любой момент ветировать эти поправки. Пока это только знак.

Что касается самого нормативного документа, который был принят, то там четко указаны и временные характеристики, и на что эти деньги будут потрачены.

Названы, если не ошибаюсь, две цели: противотанковое оружие и системы координации, радарные системы. Мы не получаем 300 млн долларов в бюджет чиновников, которые потратят их на свои дачи.

Речь идет о том, что деньги будут потрачены на американские системы вооружения. В Украине производят аналоги Javelin и других систем противотанковой обороны, но вы же понимаете, что уровень технологического прогресса в США и в Украине несколько разный, и эти системы не могут быть якорными для модернизации оборонной промышленности страны.

Самое читаемое
    Темы дня