наверх
25.04.202409:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Децентрализация — основной двигатель изменений в Конституцию

(обновлено: )146211
Парламентская рабочая группа завершила работу над подготовкой изменений в Конституцию Украины. Согласно Минским соглашениям по урегулированию конфликта на Востоке, ключевым элементом основного закона станет децентрализация.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

В "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений", принятый в результате переговоров в Минске в феврале, было включено введение в Конституцию Украины децентрализации в качестве ключевого элемента и принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Местные выборы на территории всей страны, в том числе на Донбассе, должны состояться на основании конституционной реформы, которая должна быть завершена до октября текущего года, с внесением соответствующих изменений в законодательство в части децентрализации.

"Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года", — говорится в документе, подписанном в Минске.

Вердикт Венецианской комиссии

Рабочая группа Верховной Рады завершила подготовку изменений к Конституции в части децентрализации. По словам спикера ВР Владимира Гройсмана, текст одобрен "на 99%". В ближайшие дни законопроект будет представлен на заседании Венецианской комиссии и получен ее вывод. После этого документ рассмотрит Конституционная комиссия. Ее заседание, по словам спикера, возможно уже на следующей неделе.

Верховная Рада должна проголосовать в первом чтении законопроект об изменениях в Конституцию до конца текущей сессии, то есть до середины июля.

При этом ознакомиться с изменениями, предложенными рабочей группой, можно только со слов спикера Верховной Рады. Как сообщил Гройсман, основные изменения в плане децентрализации следующие:

— базовой единицей местного самоуправления с наибольшим объемом полномочий должна быть община (село, поселок, город или их объединения);

— должны быть зафиксированы принципы субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления;

— вводится трехуровневая система местного самоуправления;

— передача полномочий органам местного самоуправления должна быть сбалансирована системой контроля со стороны избирателей и государства.

В проекте изменений основного закона предусматривается создание исполкомов на уровне областей и районов, за органами местного самоуправления будут закреплены "четкие финансовые инструменты", определены их полномочия.

"Базовый уровень, на который максимально все будет передано — и полномочия, и средства — это уровень состоятельных местных общин: это города, поселки, села", — пообещал Гройсман.

Местные государственные администрации будут ликвидированы. Взамен будут созданы новые органы с контрольной и координирующей функцией, и создана система, при которой сохранятся противовесы и будет исключена возможность нарушения прав людей.

"Очковтирательство" и обман

В оппозиции называют предложения власти по децентрализации "очковтирательством".

"То, что сегодня предлагает власть — это не децентрализация, пока не будет предусмотрено реальных полномочий для местных советов. Это очковтирательство… Власть хочет, чтобы в соответствии с их редакцией новой Конституции руководитель государства получил право увольнять избранных народом председателей районных советов и распускать их. А сами советы они хотят назвать "повитами". В таком случае, логично, чтобы главы этих райсоветов назывались "повиями". Да, это смешно звучит, но именно эту функцию отводит им новая Конституция", — заявил на заседании оппозиционного правительства нардеп Борис Колесников.

Проанализировать и оценить в полной мере наработки парламентской группы пока сложно — документ официально не обнародован. Но, исходя из озвученного Гройсманом, говорить о децентрализации не приходится, считает и директор Украинского института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник.

"Несмотря на то, что формально под красивыми лозунгами будут создаваться исполнительные комитеты на местах вместо государственных администраций, в то же время президент забирает себе две ключевые функции. Во-первых, право роспуска местного совета в любой момент. То есть это прямой президентский контроль над местными советами. Во-вторых, президент назначает своего представителя, так называемого префекта, вместо руководителя областной или районной государственной администрации. И этот префект утверждает акты органов местного самоуправления и может их отменять. Если сам орган местного самоуправления оказывается на крючке у президента, а его решения — на крючке у представителя президента, говорить о какой-то независимости не приходится", — считает Бортник.

Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что в рамках заявленной Гройсманом децентрализации, планируется приблизительно в три раза сократить количество субъектов местного самоуправления в Украине, что упрощает контроль за органами самоуправления со стороны центральной власти.

"Такое решение противоречит не только Конституции, но и логике. Система местных советов, местного самоуправления — это часть системы и подчиненности законодательной власти, то есть Верховной Рады. Если по действующему законодательству Украины, роспуск местного совета является прерогативой парламента. И это более справедливо, поскольку такое решение принимается более взвешенно, сбалансировано и прозрачно", — сказал политолог.

Смотрите также: При существующей Конституции конфликт внутри коалиции неизбежен — Павлив

Как отметил Бортник, пока нет финального варианта документа, остается надежда, что рабочая группа все же согласует документ, который будет отвечать условиям Минских соглашений.

"Целью и задачей подобного реформирования должна быть децентрализация, расширение прав и свобод территориальных общин. И власти нужно помнить, что западных партнеров, Германию и Францию, гарантов минских соглашений обмануть подобным образом не удастся. И лучше всего даже не пытаться этого делать", — подытожил Бортник.

Самое читаемое
    Темы дня