наверх
24.04.202423:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа Boeing-777, допрос свидетеля Агапова и интерпретации

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )292062
Россия продолжает поставлять новости по теме расследования катастрофы малайзийского Boeing-777 17 июля 2014 года на востоке Украины. На днях в сети был размещено видео с допросом свидетеля катастрофы.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Не прошло и суток после пресс-конференции ОАО "Концерн ПВО "Алмаз – Антей" — разработчика и производителя практически всех зенитных ракетных систем Российской Федерации и бывшего СССР, в ходе которой был представлен доклад, посвященный анализу возможных причин летного происшествия, как официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин назвал имя свидетеля, давшего показания по этому делу в декабре 2014-го.

Им оказался гражданин Украины Евгений Владимирович Агапов, механик по авиационному вооружению первой эскадрильи 299-ой бригады тактической авиации Воздушных Сил Украины (войсковая часть А4465). Ему предоставлена государственная защита, а его показания подтверждены проверкой на полиграфе.

Впервые информация о появлении неназванного свидетеля появилась в конце декабря прошлого года, когда в телеэфире был показан его допрос, в ходе которого свидетель сообщил, что "проходил службу в ВВС Украины. Ему известно, что 17 июля 2014 года после обеда на боевое задание вылетел самолет Су-25 ВВС Украины, пилотируемый капитаном Волошиным. Указанный самолет вернулся на аэродром с пустым боекомплектом, при этом Волошин пояснил своим товарищам по службе, что "самолет оказался не в то время и не в том месте".

Взлет и посадка самолета Волошина осуществлялась с аэродрома Днепропетровска. Спустя некоторое время свидетель добровольно пересек государственную границу Российской Федерации и начал сотрудничать с представителями средств массовой информации и Следственного комитета России, занимавшимися расследованием уголовного дела о применении запрещенных средств и методов ведения войны, так как свидетель дал показания о с фактах применения украинскими Воздушными силами объемно-детонирующих бомб и авиационных бомбовых кассет.

Читайте также: Расследование катастрофы MH17: сенсация из Нидерландов оказалась пустышкой

По мнению Агапова, к катастрофе малайзийского пассажирского лайнера был причастен именно Су-25, пилотируемый Волошиным, так как на нем перед вылетом во второй половине дня были подвешены ракеты типа "воздух — воздух", которых не оказалось на месте после его возвращения на аэродром посадки. При этом согласно показаниям, 17 июля 2014, в день катастрофы, "регулярно летали самолеты. С утра целый день летали. Во второй половине дня, примерно за час до сбития Boeing, были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолетов один был оснащен такими ракетами. Это был Су-25".

По истечении некоторого времени вернулся только один самолет, а два других были сбиты "где-то на востоке Украины, мне так сказали. Вернулся один самолет. Без ракет. Летчик этот был очень напуган".

Спустя сутки советник председателя СБУ Маркиян Лубкивский на брифинге в Киеве сообщил, что сам Волошин пояснил, что "в день авиакатастрофы он находился на аэродроме, но в воздух не поднимался, поскольку его самолет, который незадолго до этого получил повреждения в результате аварийной посадки, находился в ремонте". Кроме того, "Департаментом внутренней разведки и безопасности Украины проведено соответствующее расследование, проведен опрос для того, чтобы установить истину. Как было установлено, 17 июля 2014 года авиация Украины в соответствии с планом проведения АТО не применялась. Данные относительно отсутствия украинских боевых самолетов в районе катастрофы пассажирского самолета подтверждаются материалами объективного контроля системы сбора и обработки радиолокационной информации".

Читайте также: Расследование катастрофы Boeing 777 и информационные вбросы

17 июля 2014-го спикер СНБО Андрей Лысенко на ежедневном брифинге сообщил о том, что "Авиация Вооруженных сил возобновила выполнение задач в зоне АТО после вынужденного перерыва. За минувшие сутки было совершено 12 вылетов самолетов и 17 вылетов вертолетов. Накануне днем сепаратисты подбили самолет Су-25, но пилот смог вывести его из зоны поражения и посадить. Еще один украинский Су-25 сбил самолет Вооруженных сил России".

Очевидно, что либо украинский свидетель, либо украинские спикеры дезинформировали своих слушателей.

На вопрос журналистов о встрече с летчиком советник главы СБУ ответил отказом, добавив, что "29 августа 2014 г. самолет Су-25, который пилотировал Волошин, был сбит, летчик катапультировался и скрывался на территории, контролируемой ополчением. Первого сентября Волошин был найден военнослужащими ВС Украины, с этого времени к полетам не привлекался. С 18 по 22 декабря капитан Волошин проходил военную медицинскую комиссию, в результате которой был признан годным к выполнению полетов".

Читайте также: Рейс MH17 – "это заставит русских отступить"

Упомянутый свидетелем Агаповым капитан Владислав Волошин – лицо совершенно реальное, к лету 2014 г. служил на должности командира звена 299-ой БрТА (аэродром Николаев), куда прибыл лейтенантом осенью 2010-го после окончания Харьковского университета Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба. Там же переучился на новый для себя тип самолета — Су-25. Более того, 19 июля 2014 года, то есть спустя двое суток после катастрофы, указом президента Украины был награжден орденом "За мужество" III степени.

Авиационные эксперты с самого начала критиковали версию о возможном уничтожении рейса МН17 ракетами Р-60 штурмовика Су-25. Против нее свидетельствуют нехарактерные для попадания таких ракет следы повреждений корпуса упавшего Boeing, разница в летных характеристиках летательных аппаратов (скорость Су-25 существенно меньше аналогичных параметров крейсерского полета пассажирского лайнера), необходимость специального и крайне непростого наведения штурмовика на воздушную цель с земли, требующего также филигранного мастерства и согласованных действий летчика и офицера боевого управления.

Курс боевой подготовки штурмовика Су-25 включал упражнение по боевому применению Р-60М по воздушной цели для самообороны, но оно не было приоритетным. Повседневная практика АТО также требовала ударов по земле. Тем более, несмотря на достигнутый Волошиным довольно высокий по украинским меркам уровень летного мастерства, его реальный налет на этом типе к началу активной фазы АТО едва ли превышал 200 часов, а самостоятельных пусков ракет по воздушным целям он не выполнял. Посылать в воздушный бой неопытного бойца с ракетами, которым в очередной раз, да и то в связи с "военной необходимостью", продлили гарантийный срок хранения и эксплуатации, мягко говоря, нелогично. Поверить в случайное попадание указанных ракет в цель в результате случайного пуска – тоже версия на грани фантастики. Найти в бескрайнем небе высотную скоростную цель визуально, осуществить пуск в переднюю полусферу, ибо в заднюю Су-25 просто не сможет догнать Boeing, без команд с земли невозможно.

На высоте разрешенного пуска штурмовик (для рассматриваемой ситуации – это практический потолок, а то и выше) имеет худшую устойчивость и управляемость, что делает такое наведение близким к цирковому трюку. Более того, с учетом появившейся 3 июня 2015 года видеозаписи, на которой свидетель Агапов описывает все авиационные средства поражения, подвешенные на самолете Волошина в вылете 17 июля, как "неуправляемые ракеты С-8, бомбы ФАБ-250 и ракеты "воздух-воздух" Р-60", эксплуатационные ограничения на эксплуатацию штурмовика ужесточаются еще сильнее. Он попросту не сможет разгоняться, набирать высоту и маневрировать для перехвата цели, летящей на высоте 10 км со скоростью 900 км/час, без сброса указанных подвесок. Да и вообще, задача уничтожения воздушных целей возлагается на истребители МиГ-29 и Су-27, которых достаточно в украинской авиации.

Смотрите также: Главная версия катастрофы Boeing это применение ополченцами ЗРК "Бук" — ГПУ

Судя по всему, вольная интерпретация слов генерал-лейтенанта Андрея Картаполова на брифинге МО РФ 21 июля прошлого года, посвященном катастрофе и слов, что "кроме того, российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малайзийского Boeing-777", продолжает играть злую шутку над многочисленными любителями расследований и теории заговора. Не отстают от них и официальные лица различных ведомств и государств.

В этой связи, можно лишь напомнить, что окончательные выводы сможет сделать лишь международная комиссия, затянувшееся расследование которой обещают завершить не раньше октября текущего года. Все остальное будет не более чем личным мнением отдельных граждан или учреждений, которое может быть учтено или проигнорировано международной следственной группой.

Самое читаемое
    Темы дня