наверх
24.04.202402:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформа образования. Зачем детям учиться в школе 12 лет?

(обновлено: )10037217
В Украине грядет окончательный переход на 12-летнюю систему обучения в школе. Как заявил заместитель министра образования Олег Деревянко, новая система позволит учитывать как способности каждого ребенка, так и потребности рынка труда.

В стране грядет окончательный переход на 12-летнюю систему обучения в школе. Как заявил заместитель министра образования Олег Деревянко, новая система позволит учитывать как способности каждого ребенка, так и потребности рынка труда.

Профильное министерство презентовало законопроект "Об образовании", согласно которому продолжительность обучения в школе будет увеличена до 12 лет. Министр образования и науки Сергей Квит уверен, что в Верховной Раде примут документ. 

Зачем нужна новая система, и как она сможет повысить качество обучения маленьких украинцев, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель министра образования и науки, руководитель аппарата Олег Деревянко. 

Сколько лет нужно для качественного обучения в Украине?

– Вы спрашиваете о среднем образовании? Потому что если говорить о качественном обучении, то на это нужна вся жизнь. К слову, концепция обучения в течение жизни и является основной парадигмой разработки новых программ и подходов в образовании. Согласно законопроекту, который сейчас обсуждается, планируется введение двенадцатилетней системы. Но это не должно пугать людей. Когда впервые внедряли систему, это делали совершенно механистически, просто, по сути, взяли цифру с потолка – "12". Сейчас же мы планируем, что будет происходить соответствующая подготовка. Почему 12 лет? Потому что есть три этапа обучения в школе – начальная, средняя и старшая школы. И если их не разделять, мы будем иметь советскую среднюю температуру по палате. У нас готовили просто "солдат системы", но это неправильно, особенно в 21 веке. Мы не будем всех готовить по одинаковым программам, не учитывая, к чему ребенок больше склонен и с точки зрения способностей, и с точки зрения его собственного желания, и с точки зрения потребностей рынка труда, которые постоянно меняются. Мы выбрали концепцию, где начальная школа составляет пять лет, базовая школа – четыре года, и старшая, профильная школа – три года.

В каком возрасте дети теперь будут идти в школу?

– Будут важные изменения. У нас не будет регламентировано, что это обязательно шесть лет. Это может быть либо шесть, либо семь.

Это, правда, что в рамках новой двенадцатилетней системы у школьников не будет возможности куда-либо поступить после девяти классов?

– Интересно, как рождаются слухи. У нас есть начальная, базовая и профильная школы, чтобы как раз обеспечить возможность специализации в старшей школе. Начальная школа пять лет фактически учит ребенка учиться, занимается его воспитанием. Базовая школа, четыре года, дает базовые функциональные знания. И после девяти лет человек может пойти дальше либо в профессиональное образование, либо в старшую профильную школу в самой школе, которая, в свою очередь, может быть двух типов – или академической, или профессиональной. В старшей профильной школе ученик сможет выбирать предметы по специальности, чтобы поступать в университет. При этом планируется, что начальная школа будет всегда по месту жительства, а месторасположение профильной школы можно будет выбирать.

Смотрите фотоленту: Последний звонок 2015

Как привлечь в сферу образования талантливые кадры?

– Если бы люди увидели, что у учителя школы есть приличная квартира, он ездит на среднем автомобиле и может позволить себе нормально отдохнуть раз в год, то есть учитель является настоящим, с экономической точки зрения, средним классом, то у нас престижность восстановится автоматически. Но мы говорим не только о способностях или профессионализме учителей. Большая работа требуется с точки зрения программ обучения. Например, почему у нас неплохие академические показатели по физике, математике, химии? Потому что остались еще преподаватели. Но нужно развивать в том числе навыки коммуникации, навыки работы в команде, критическое мышление, чтобы человек был готов к тем вызовам, которые сегодня ставит перед ним реальный мир.

Не получится ли так, что после 12 лет обучения дети останутся без профессии, есть ли возможность диалога Минобразования и работодателя?

– Здесь мы говорим не только о школе, но и о новом профессиональном образовании. Я поддерживаю этот вопрос и тоже не видел общения Минобразования с работодателями. Хотя нельзя сказать, что этого общения вообще не происходит, потому что с Минобразования должен общаться не работодатель, а вузы. В новом законе о профессиональном образовании у нас планируется реализация принципиально новой концепции, и, кстати, одна из самых принципиальных вещей в этом законе – не просто общение, а влияние работодателя на профобразование. Планируется система, при которой при профессиональных учебных заведениях будут создаваться крупные центры профобразования регионального уровня. Они будут фактически работать на нужды региона. И этот процесс уже пошел, потому что, согласно концепции, из госбюджета профобразование финансироваться не будет, оно будет финансироваться из местных бюджетов за счет сотрудничества местной власти с работодателями, с бизнесом.

Переход на электронные учебники будет произведен за счет родителей или государства?

– Мы в министерстве исходим из того, что образование в Украине должно быть социальным благом для людей, и это должно финансироваться государством.

Читайте также: Коррупция в системе образования будет еще долго — эксперт

Оставят двенадцатибальную систему оценок?

– Думаю, что чем более дифференцирована система, тем больше она дает возможностей для оценивания. Когда у нас была пятибалльная система, она также была почти двенадцатибальной, но это реализовывалось путем плюсов и минусов.

 

Самое читаемое
    Темы дня