Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Внешнее управление со стороны ЕС, скорее мера вынужденная: непрозрачность расходования средств, полученных правительством Украины в качестве донорской помощи или в виде кредитов, скоро станет общим местом в описании работы нынешнего Кабмина.
Кредит любой ценой
Украинская власть тоже находится в непростой ситуации и готова пойти на любые уступки, лишь бы получить очередной кредит, который можно потратить на погашение уже существующих обязательств.
Если в день подписания меморандума украинское медиа-пространство пребывало в эйфории от словосочетания "макрофинансовая помощь", то потом наступило неизбежное отрезвление. "Помощь"оказалась очередным кредитом, завернутым в красивую "упаковку" названия.
Согласно меморандуму, сразу всю сумму Украине не дадут. Она будет поступать по графику, дозировано. Нацбанк надеется получить 600 миллионов евро уже в июне. А до конца года, по оценкам регулятора, Украина получит 1,2 млрд евро из суммы в 1,8 млрд.
Однако выяснилось, что вожделенную "помощь" получить будет не так просто. Евросоюз поставил "тысячу и одно условие" предоставления кредита. Украина, возможно, получит первый транш в июне, но чтобы получить остальные средства, придется пойти на внешнее управление бюджетным процессом и выполнение многих непопулярных или просто необходимых действий.
"Европейская правда" опубликовала текст меморандума о выделении Украине кредитной помощи ЕС, который требует от украинских властей выполнения законодательно установленного графика бюджетного процесса. В частности, Кабмин обязан внести проект госбюджета в Верховную Раду в середине сентября (по закону КМУ обязан это делать до 15 сентября), опубликовать проект в Интернете и с 2016 года ограничить количество поправок в госбюджет. То есть, правительству придется жить по документу, утвержденному Верховной Радой без секвестра и изменения расходных статей госбюджета.
Помимо этого ЕС требует от Украины обязательной публикации условий и хода всех госзакупок, и введении системы электронных торгов. Кабмин обязан также обеспечить работу Национального антикоррупционного бюро, специализированного бюро антикоррупционных расследований и Национального агентства по предупреждению коррупции, и провести реформу госслужбы вплоть до обновления кадрового состава на конкурсной основе.
Европа требует от Кабмина и обеспечения эффективного предоставления социальных льгот и услуг для переселенцев, компенсаций домохозяйствам при повышение тарифов на энергоресурсы.
В экономической сфере украинская власть должна приватизировать унитарные предприятия и провести аудит ста крупнейших госкомпаний, сделать более прозрачной работу Антимонопольного комитета. ЕС еще требует от правительства снизить объем задолженности по невозвращенному НДС, не используя при этом НДС-облигации. Меморандум также обязывает правительство не вводить новые торговые меры, ограничивающие или искажающие торговлю.
Начиная с июня украинские власти должны ежемесячно предоставлять Еврокомиссии данные о макроэкономической ситуации, об объеме ресурсов и задолженностей, а также о ходе реализации каждой из указанных в меморандуме реформ.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в тексте меморандума зафиксированы требования к Украине по выполнению собственных законов.
"Требования обычно носят в основном организационный характер, но в данном случае Евросоюз требует, чтобы Украина придерживалась собственных законов. У нас довольно четко прописаны требования по формированию бюджета, и ЕС, в обмен на деньги, считает, что мы должны проводить необходимую работу и соблюдать закон, в частности, и при подготовке бюджета", — пояснил аналитик.
По его словам, для того, чтобы заставить Украину выполнять обязательные требования, кредит разбит на транши.
"Если Украина все будет делать по правилам, Евросоюз в этом случае будет давать очередной транш. Если Украина будет себя "плохо вести", денег не получит. Почему кредит разбит на транши? После предоставления части помощи мониторинговая группа проверяет, что было сделано. Если условия выполнены не полностью, денег больше не дают. Фактически, это внешнее управление", — отметил Охрименко.
ЕС заставит Кабмин работать по закону?
Недоверие к властям Украины Евросоюз уже не скрывает. Со слов представителя ЕС стало известно, что Европа и Украина создадут в июне совместную антикоррупционную следственную группу, которая займется рассмотрением случаев возможного нецелевого использования Киевом средств, предоставленных странами ЕС.
По словам европейского чиновника, который участвует в создании группы, она будет состоять из украинских и европейских следователей и иметь временный мандат. Однако, по его словам, в случае выявления нарушений, предъявление обвинений будет прерогативой властей Украины.
Требования ЕС к исполнительной власти Украины, с одной стороны, похоже на прямое внешнее управление страной. С другой, Европа, по сути, хочет заставить украинскую власть выполнять украинское же законодательство в обмен на "поощрение" в виде очередного транша кредита.
"В принципе, Европа требует от Украины выполнения обязательных действий, которые у нас по ряду обстоятельств не делают. Много нареканий, что у нас не выполняется Конституция, не выполняются украинские законы. С бюджетом были примеры голосования предложений с голоса, без обсуждения — это все нарушения", — говорит Александр Охрименко.
В то же время, по мнению эксперта, предоставление такого вида помощи выгодно больше Европе, чем Украине. "Очень часто все деньги уходят на оплату услуг консультантов из ЕС. Проводятся масса мероприятий с их участием, и все это оплачивается валютой. То есть, часть кредита просто возвращается в ЕС".
В качестве примера он привел сообщение ЕБРР по выделению 1,5 миллионов евро на финансирование 130 проектов малого и среднего бизнеса в Украине.
"Сейчас ЕБРР хочет раздербанить очередную сумму. Очень часто такими консультантами выступают бывшие госчиновники. Это узаконенная взятка. Ибо сложно понять, как можно платить за лекцию 20-50 тыс. долларов, понимая, то то, что он говорит это обычные фразы вычитанные из книжки. Все понимают, что все эти консультации не стоят и тысячи долларов, так как все эти консультанты говорят или глупости или банальные слова, что "бизнес это бизнес". Это вот это уже классический пример очковтирательства, которое так любят европейские ребята", — добавил эксперт.
В случае с грантом ЕБРР такая "слабость"простительна, но поездки и работу "консультантов" в рамках действия меморандума будет оплачивать украинский налогоплательщик, так как кредит, хоть называй его "макрофинансовой помощью", хоть нет — останется кредитом, который нужно возвращать.