наверх
20.04.202402:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кредит РФ Украине 2013 года под мораторий Кабмина не подпадает - Суслов

Украина - шаг до дефолта (629)

(обновлено: )162180
Мораторий на выплату внешних долгов является юридически несостоятельным, при этом он может служить грубым, но бесперспективным инструментом давления на кредиторов Украины, заявил экс-министр экономики Виктор Суслов.

Верховная Рада приняла закон о предоставлении Кабмину права объявить мораторий на выплату внешних долгов. Как свидетельствует приложение к законопроекту, в перечень таких обязательств попал выпуск евробондов Украины на 3 миллиарда долларов, выкупленных Россией в конце 2013 года. При этом Международный валютный фонд торопит Минфин с решением вопроса о реструктуризации госдолга до июня 2015 года, в противном случае, как отмечают многие эксперты, МВФ может пересмотреть программу кредитования Украины.

Каковы последствия принятого закона для экономического будущего страны, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал экс-министр экономики Виктор Суслов.

Три миллиарда, которые Украина должна России, подлежат реструктуризации в качестве коммерческого долга?

– Я как представитель правительства Украины в евразийской экономической комиссии в 2013-2014 годах могу развеять многие мифы, например, об этом трехмиллиардном кредите.

Соглашение было подписано по итогам переговоров на самом высоком уровне 17 декабря 2013 года. Российскую делегацию возглавлял президент Владимир Путин, украинскую – Виктор Янукович, соглашение было подписано министрами финансов с двух сторон. Было сделано заявление о том, что государство Россия предоставляет этот кредит государству Украина. Теперь же украинская сторона трактует полученный кредит как коммерческий, пытаясь вывести его за рамки межгосударственных отношений, утверждая, что коммерческие кредиты подлежат реструктуризации. Но это неправильно юридически. По этому поводу сделал заявление даже МВФ: они сказали, что, безусловно, этот кредит межгосударственный, и он не должен подлежать реструктуризации. А уж МВФ мы не можем заподозрить в пророссийских симпатиях. Но Украина, которая пакует этот кредит вместе с коммерческими, сознательно или бессознательно проваливает переговоры по реструктуризации. А если Украина провалит переговоры, то МВФ, как ожидается, примет решение о приостановке, а может и прекращении программы кредитования Украины. И тогда будет реальный дефолт.

Читайте также: Тесные связи: после совместных учений США вновь готовы кредитовать Украину

У России есть возможность затребовать досрочное погашение этих облигаций?

– Кредит был предоставлен на два года, то есть до декабря 2015 года под 5%. И в соглашении есть пункт, который предусматривает право России взыскать этот долг досрочно в случае, если у Украины будет соотношение госдолга к ВВП более 60%. Сейчас оно существенно выше. Ранее Россия заявляла, что досрочно долг взыскивать не будет, чтобы не обострять отношения. Но после таких действий Украины мы видим заявление российского президента о том, что Россия обращается в суд и требует досрочной уплаты. Такие ошибки в дипломатии очень дорого обходятся. Но я вижу, что малоопытные ребята, назначенные на высокие должности, постоянно их совершают.

Мы можем отказаться платить, согласно мораторию на выплаты по внешним долгам?

– Мы не можем не платить. Никакой закон, принятый ВР, не является обязательным ни для российских кредиторов, ни для американских. Смысла в принятии этого закона ни экономического, ни юридического не было. От имени государства обслуживание по долгам ведет Минфин, который обязан платить. Это пиар-акция, дескать, ВР разрешила, и деньги пойдут на пользу украинского народа. И это прекрасно понимают кредиторы, что их глубоко оскорбляет.

Зачем же тогда был принят этот закон?

– Во-первых, амбициозный премьер-министр не хочет быть премьер-министром дефолта. Арсению Яценюку важно переложить ответственность, лучше всего на ВР. Теперь он может сказать: это не я принял решение, не я сказал, что Минфин несостоятелен. А депутаты ничего не успели понять. Во-вторых, этот закон – метод давления на кредиторов, дескать, раз вы не хотите договариваться, ВР разрешает нам совсем не платить. Но это грубейшая ошибка. Важно понять, кто такие наши кредиторы. Большую часть пакета обязательств держит американский инвестиционный фонд "Франклин и Темплтон", у которого бумаг в портфеле на более чем 800 миллиардов долларов, это в десятки раз больше украинского бюджета. А ядром этого фонда является группа Ротшильдов — люди, которые сотни лет работают в финансовой сфере, лучшие финансисты мира. И вот мы начинаем им что-то диктовать.

Некоторые наши чиновники думают, что с такими людьми Украина может разговаривать языком силы и принуждения. Но для тех же Ротшильдов легче потерять 15 миллиардов долларов, чем публично уступить любому давлению. Допущена большая ошибка, последствия которой будут крайне негативными, не говоря уже о дальнейшей невозможности Украине получать займы на внешних финансовых рынках.

Читайте также: Мораторий на госдолг: "циничный бандера" Vs."недобросовестный кредитор"

Украине поможет соглашение об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли?

– Сейчас ЕС отменил пошлины для украинских товаров, а Украина не отменила. Мы взимаем пошлины и имеем в год примерно 500 миллионов евро в бюджет. Когда с 1 января мы отменим эти пошлины, это будет рассматриваться как крупный успех украинских политиков, но наш бюджет потеряет 500 миллионов евро. Вот и весь результат. После вступления в силу соглашения об ассоциации с ЕС экономическая ситуация в Украине ухудшится. Как будет заявлено, у нас создадутся высококонкурентные условия, нам скажут, что мы не можем продавать продукцию, не соответствующую стандартам ЕС. Но она и не будет соответствовать. У нас не будет денег на изменение технологических процессов. То есть 2016 год будет годом глубочайшего, беспрецедентного кризиса, который развивается сейчас и в следующем году усугубится.

Самое читаемое
    Темы дня