В Украине постепенно пересматривается подход к празднованию юбилея Дня Победы. Теперь основной акцент делается на 8 мая, когда будет отмечаться День памяти и примирения.
В обществе такие перемены встретили весьма неоднозначно. Население активно спорит о том, какой из праздников Украине ближе.
Своими мыслями о таких переменах с радиостанцией Голос Столицы поделились политический эксперт Виктор Пироженко и доктор исторических наук Георгий Касьянов.
Каким будет праздник 9 мая в этом году?
Пироженко: Новшество празднования 9 мая в том, что официальная его версия и официальная символика резко расходится с общепринятой, традиционной. Данные соцопросов подтверждают это: 80% населения считают, что праздник должен отмечаться именно 9 мая. Ну а официальная версия вводит новые символы, она исходит из необходимости переоценки праздника. На мой взгляд, нет ни исторических, ни историко-научных, ни политических, ни морально-нравственных оснований для подобной переоценки, какую мы сейчас наблюдаем.
Новые "правила" празднования появились из-за европейского пути Украины, или из-за переоценки истории?
Пироженко: Атмосферу празднования 9 мая определяет закон о декоммунизации, собственно там все написано. В основе идеологии нового празднования победы во Второй мировой войне лежит разрыв преемственности современной Украины с УССР и СССР. Разрыв с общей историей, с её наиболее яркой недавней страницей, с историей Великой Отечественной войны. Отсюда избавление от концепта Великая Отечественная война, признание того, что эта война была не отечественной, не украинской. Идет упор на то, что представители украинского народа воевали в составе разных государств и разных армий, отсюда и новая символика. Далее следует уравнивание коммунизма и нацизма этими законами. Соответственно, коммунизм и нацизм как два врага во Второй мировой войне ставятся на одну доску. Это реверанс в сторону западной демократии. Ну и последний момент — это борьба с политическими оппонентами, прямой запрет компартии, которая агитирует с помощью этой символики. Я уже говорил, что это никоим образом не отвечает исторической истине, фактам и документам, это чистой воды идеологические законы, принятые в целях идеологической борьбы. Я бы сказал, в худших традициях тоталитарных режимов, которые они призваны осудить.
Открытым остается вопрос с законом, который может героизировать участников УПА. Насколько это осложнит отношения с Европой и Польшей?
Пироженко: Этот вопрос будет постоянно подниматься разными политиками — как правило, крайне правого толка. Это бесконечная история, они никогда не помирятся – крайне правые в Польше и крайне правые в Украине. Юридическое качество этих законов очень низкое, как и научное сопровождение. То, что их приняли так спешно, с нарушением процедур и без всякого обсуждения в обществе, говорит о том, что определенная группа продавила свой интерес через парламент и правительство. Делать из этого широкие идеологические выводы о том, что все общество подвержено таким настроениям, преждевременно.
Возможно ли деполитизировать праздник?
Касьянов: Я не понимаю, как можно деполитизировать политический праздник? Это все равно что обезжиренное сало. Конечно его нельзя деполитизировать, он несет четкую политическую нагрузку. Его можно деполитизировать таким образом, как уже пытаются это сделать – объединить символику тех лет с нынешней. По-моему, это достаточно удачный ход, который пытается соединить неконфликтно две идеологемы. Другое дело, что есть определенные группы в обществе, которые заинтересованы в том, чтобы этот конфликт был. Так что все надо делать умно, и конечно же, не напрямую, как пытались сделать это радикально настроенные люди, написавшие эти несчастные законы.
Пироженко: Конечно, традиции конструируются и, если сохранится идеологическая ставка на этнический фундаментализм и ложное понимание евроинтеграции, то традиции празднования 8 мая – уже не 9 мая – будут конструироваться заново, на «голом месте». Но я не думаю, что они будут жизнеспособны и приживутся. А европейским партнерам, уж извините за резкость, "по барабану", как тут будут праздновать. Это лишь используется как геополитический таран против России. Тут, к сожалению, Украина становится разменной монетой. Причем, разменной монетой даже в таком деле, как празднование, совершенно очевидно, нашей победы, всего советского народа, который сейчас представляют разные государства.