Нацбанк выделил ПриватБанку очередную порцию стабилизационного кредита — почти 700 миллионов гривен, сообщает пресс-служба НБУ. Кредит выдан сроком на два года для обеспечения своевременного выполнения банком обязательств перед вкладчиками.
В целом, НБУ 1 апреля предоставил банкам рефинансирование на сумму в 1 миллиард 413 миллионов гривен.
Способен ли регулятор контролировать движение рефинанса после его получения любым банком, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заслуженный экономист Украины, эксперт по банковским вопросам Игорь Полховский.
Способно ли государство отслеживать движение средств, выделенных банкам на рефинансирование?
— Национальным банк предоставляет рефинансирование коммерческим банкам в случае резкого нарушения ликвидности учреждения, связанного с внутренними или внешними проблемами. Также это могут быть вопросы, связанные с решением каких-то глобальных проблем в банковской системе либо связанные с деятельностью конкретного банка, в котором на какой-то момент произошел разрыв ликвидности.
Например, был несвоевременный возврат каких-то больших кредитов, это привело к разрыву ликвидности и тогда Нацбанк подставляет плечо. В этих случаях, как правило, коммерческие банки в обязательном порядке предоставляют Национальному банку достаточно высоколиквидные залоги. Это имущество, это здания, сооружения, это могут быть высоколиквидные кредиты, которые обеспечены высоколиквидными залогами.
Публичное обсуждение любого банка равносильно публичному обсуждению авиационной промышленности. А где же ремонтируются самолеты? А безопасно ли на них летать?
А какой гаечкой закручивается то или иное крыло, и не развалится ли оно? Проблема в том, что банковская система настолько публичная, что ее в принципе нельзя выставлять на публичную дискуссию непрофессионалов. Потому что на каждую цифру можно посмотреть по-разному.
Тот же ПриватБанк получил на одну гривну, которая ушла из системы по депозитам, всего лишь 38 копеек рефинансирования. Хотя "Ощадбанк" и "Укргазбанк" получили две гривны на одну потерянную.
Но это же государственные банки.
— Есть и негосударственные, я не буду их называть. Это статистика Национального банка. Сегодня одна из больших проблем регулятора, это то, что сегодня происходит в системе Фонда гарантирования — порядка 200 банков вышло с рынка, непонятно, как подбирается персонал, как формируется политика Фонда.
То есть это все проблема Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов?
— В данной ситуации Фонд гарантирования вкладов имеет специфическую функцию. Он полусамостоятельный, потому что его контролирует правительство и, конечно, Национальный банк.
Гипотетически, финансовое учреждение может за рефинанс приобретать на межбанке валюту?
— Конечно. Наше законодательство предполагает, что вкладчик имеет право забрать свой вклад досрочно. Но сегодня есть ограничения по сроку. И приходит, например, вкладчик в паническом состоянии и говорит: "Отдайте мне мои деньги. В валюте".
На сегодняшний момент валюты в банке нет. Теоретически он должен ее купить. Он получает рефинансирование Национального банка, покупает валюту и возвращает вкладчику. Это классическая схема.