наверх
25.04.202411:12
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Саммит ЕС. Обострять ситуацию никто не хочет

(обновлено: )4396
В Брюсселе проходил саммит Европейского Союза, на котором обсуждается ситуация в Украине и санкции против Российской Федерации. Представитель от Украины на саммите на присутствует.

На повестке саммита Евросоюза, который проходил 19 марта в Брюсселе, — ситуация в Украине и отношения страны с Россией. Об этом сообщил глава Европейского cовета Дональд Туск. Внешнеполитические вопросы должны были обсуждаться за ужином.

Между тем, в Брюссель для участия в съезде Европейской народной партии отправился премьер-министр Украины Арсений Яценюк с перспективой представить работу правительства Украины, а также обсудить объемы финансовой помощи.

Радиостанция Голос Столицы обсудила саммит ЕС с директором Института политического анализа и международных исследований Сергеем Толстовым.

Насколько продуктивны подобные встречи в Европе, в частности, для Украины?

— Представитель Украины непосредственно в саммите участия не принимает. Арсений Петрович поехал на съезд Европейской народной партии. Это тот формат, который предоставляется для украинских лидеров, для лидеров Армении, некоторых других государств, не входящих в ЕС. В рамках этого формата они могут представлять свою позицию, выступать с трибуны, если представляют партии, входящие в европейскую народную партию. А так речь идет о консультациях, встречах, переговорах с определенными функционерами ЕС и европейскими лидерами, но, как правило, такие чувствительные вопросы, когда нет единого мнения, или когда оно формируется либо откладывается, европейцы предпочитают обсуждать без свидетелей.

В частности, как сказал господин Туск, "за ужином". Это будет некая кулуарная беседа?

— В дипломатической и международной практике это называется рабочим завтраком или рабочим ужином. Либо во время обеда приглашают выступить какого-то представителя с информацией, чтобы люди пообедали, поговорили, после этого в обсудили кулуарах, обменялись мнениями в достаточно доверительной обстановке. Но это указывает и на то, что окончательные решения приниматься не будут. У Туска своя программа. В то же время европейские политики, которые встречаются друг с другом достаточно часто и соблюдают определенные корпоративные правила игры, не стремятся к обострению. Они очень долго строили общую внешнюю политику и политику вопросов безопасности, чтобы обращаться небрежно с этими вещами и разбить их по неосторожности или по глупости.

Вернемся к Яценюку. В очередной раз мы будем просить увеличения финансовой помощи. Какие перспективы?

— Сложные перспективы. С одной стороны, если посмотреть на политику Запада в отношении Украины в плане финансовой помощи, то мы видим, что дозирование этой помощи таково, что хватает лишь на сохранение какой-то дееспособности государства. Никакой политики, ориентированной на восстановление и развитие экономики, на создание какого-то благоприятного предпринимательского климата, правительство Яценюка не проводит. Оно режет бюджетные дотации бедным, понижает жизненный уровень, экономит все, что угодно, но прежняя клептократическая практика у чиновников остается. Об этом известно и западным политикам, поэтому они хотят чего-то другого, но другого не получается. Поскольку Украина сейчас ситуативно более важна, чем раньше, они ведут себя таким образом. Рассчитывать на золотые горы нельзя. С другой стороны, от правительства требуют отказаться от старых привычек украинской бюрократии и начать делать что-то здравомыслящее.

Но на какие-то финансовые влияния мы можем рассчитывать?

— Только на то, чтобы не допустить полного коллапса украинской государственности. Так как при нынешней ситуации — военной и политической — на инвестиции рассчитывать нельзя, ведь инвестиции, наоборот, сейчас бегут. Урегулирование конфликта — да, это очень важно, прекращение военных действий любыми способами и путями — это исключительно важно, но при этом все же нужно прекратить игры с собственностью, прекратить игры в олигархические войны. Нужно обеспечить вменяемую основу для экономической деятельности и объяснить инвесторам — внутренним и внешним — на что они могут рассчитывать при нынешней власти, и в чем заключается ее экономическая политика.

Читайте также: Украина-ЕС: срыв Минских соглашений и крест на санкциях против РФ

Петр Порошенко и Ангела Меркель инициируют встречу глав МИД нормандской четверки. Почему именно сейчас нужно встречаться, и что произойдет после этого?

— Если проанализировать все ментальные подходы, линию поведения Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, то их тактика заключается в том, чтобы создать максимальную вязкость для российских лидеров, для Владимира Путина, Сергея Лаврова и тех, кто участвует в этих переговорах. Они хотят связать их максимально различными обязательствами, условиями и переходными статьями. Как только Меркель чувствует угрозу того, что Москва может сорваться в продолжение конфронтации, она активизирует эти усилия. Поскольку после 12 февраля прошло достаточно времени, а существенного улучшения не наблюдается, и перемирие по-прежнему остается слишком хрупким, Меркель идет на новые шаги, чтобы попытаться убедить Москву пройти на урегулирование.

Самое читаемое
    Темы дня