наверх
21.08.201919:52
Курсы валют НБУ
  • USD25.13- 0.04
  • EUR27.84- 0.12

Особый статус Донбасса: ультиматум или блеф?

Особый статус Донбасса (682)

(обновлено: )330662952
Уже в ближайшие дни Верховная Рада собирается утвердить законопроект об особом статусе Донбасса, но проблемному региону вряд ли стоит рассчитывать на реальную автономию.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

В минувшие выходные на сайте Верховной Рады появился долгожданный президентский  законопроект, предусматривающий особый статус для некоторых регионов Донбасса.

Впрочем, на поверку ожидаемый документ оказался всего лишь очередной редакцией уже принятого в сентябре 2014-го года закона, позже отмененного самим Петром Порошенко

Предусмотрев возможные риски и адаптировав законопроект под современные реалии, автор, похоже, потрудился на славу: новая редакция закона, призванная конкретизировать старую, предстала набором ультиматумов, лишь при выполнении которых отдельные регионы Донбасса могут получить некий особый статус.

Позиция

Накануне согласительного совета в понедельник руководители фракции и рядовые депутаты старались не спешить с оценками президентской инициативы. Было заметно, что многие из политиков так до конца и не поняли, чего же все-таки хочет от Верховной Рады глава государства. 

К тому же, поскольку текст обновленного законопроекта "Об особом статусе Донбасса" и объяснительная записка к нему появились в открытом доступе гораздо позже, депутаты были вынуждены довольствоваться информацией, почерпнутой из различных источников. 

"После исполнения всех необходимых условий территории, которые временно находятся вне юрисдикции Украины, могут получить особый статус", — заявил перед началом заседания лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко.— "В первую очередь, это касается проведения досрочных местных выборов. Впрочем, для этого нужно, чтобы там были украинские патрули, украинские флаги и действовали украинские законы". 

Согласны с ультимативной позицией президента и в "Народном фронте", где редко  поддерживают инициативы Порошенко. 

"Приняв этот закон, мы покажем, что Украина готова выполнять минские договоренности, и двигаться в направлении проведения выборов на Донбассе. Но это возможно только в том случае, если боевики выполнят все условия, предусмотренные международным сообществом: это и участие украинских политических партий в выборном процессе, и допуск украинских СМИ для его освещения. Мы гарантируем больше возможностей для автономии этих территорий, но только в том случае, если это будет украинская территория, и мы будем контролировать границу", — сказала народный депутат Виктория Сюмар. 

Проблема

После более подробного ознакомления с текстом стало очевидно, что в своих прогнозах и объяснениях парламентарии были недалеки от истины. 

По сравнению с сентябрьским вариантом, проект закона предусматривает всего два существенных изменения, но — достаточно глобальных. 

Так, усовершенствованный  документ предполагает, что ранее принятый закон "Об особом статусе" отдельных регионов Донбасса начнет действовать только после того, как здесь пройдут внеочередные выборы. В частности, Порошенко хочет, чтобы за волеизъявлением следили беспристрастные международные наблюдатели, которые приступят к работе только после вывода всех "незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины". 

Не менее важным, согласно тексту законопроекта, будет соблюдение принципов "многопартийности и равенства прав участия в избирательном процессе", гарантирование свободы агитации, а также восстановление с этой целью на Донбассе украинского теле и радиовещания. 

В случае безукоризненного, с точки зрения Киева, проведения выборов, проблемный регион получит взамен ряд уже озвученных осенью преференций, таких как, например, гарантированное недопущение уголовного преследования участников событий на территории Донбасса, равноправие русского  языка в общественной и частной жизни, право "последнего слова" при назначении Киевом судей и прокуроров, а также возможность создавать отряды народной милиции.

Тем не менее, без шероховатостей не обошлось. Так, камнем преткновения и поводом для возможного будущего "возгорания" могут стать весьма неоднозначные пункты. 

Во-первых, законопроект предусматривает ежегодную бюджетную поддержку проблемного региона Киевом, что, по слухам, совсем не радует Кабинет министров и его председателя. 

Во-вторых, новая редакция предлагает распространить особый статус исключительно на те районы, которые по состоянию на 19-ое сентября прошлого года находились под контролем ополченцев. Это, среди прочего, означает, что ЛНР и ДНР придется "в принудительной форме" покинуть район Дебальцево и Донецкого аэропорта. 

В осуществление подобного сценария верится с большим трудом. 

Блеф

Между тем, в кругах политических экспертов президентский законопроект уже назвали если не провальным, то заведомо трудновыполнимым. 

Читайте также: Обзор мировых СМИ: Минск-2 — конец перемирия близок?

"Постановка вопроса в форме ультиматума напоминает, скорее, политический торг", — рассказал политолог, руководитель центра "Третий Сектор" Андрей Золотарев. — "Думаю, что Петр Порошенко прекрасно понимает: второй закон "об особом статусе Донбасса" может постигнуть судьба первого. Ведь если даже Верховная Рада поддержит эту инициативу, придется вносить изменения в Конституцию Украины. А это, в свою очередь, делает будущее закона весьма и весьма эфемерным. На мой взгляд, внесение в парламент этого законопроекта свидетельствует только об одном: таким образом украинская сторона попросту рапортует о выполнении очередного пункта Минских соглашений", — считает Золотарев.

Самое читаемое
    Темы дня