Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
С началом весны 2014-го взорвались митингами все областные центры юга и востока Украины – от Одессы до Луганска. В руках протестующих против новой украинской власти были советские красные знамена и российские триколоры.
И хотя эти первые выступления для протестующих закончились тактическим поражением, по их характеру уже было понятно: в Донецке и Луганске все будет совсем не так, как в других регионах.
1 марта в Луганске жанр большого митинга против новой власти обозначили как "Народный совет". Его собирали традиционным способом – используя админресурс и свозя людей со всей области. Однако было и отличие от былых официозных мероприятий. Лозунги "Россияне – помогите!!!", "Рада = хунта", "Беркуту слава" действительно передавали настрой протестующих. Выступающие старались подогревать гнев народа:
"Они объявляют поход на восток! Они ведут себя как оккупационная власть! Мы – за единую Украину, но мы не позволим диктовать нам условия, унижать наших людей", – как выразился с трибуны глава областного совета Валерий Голенко.
Ораторов перебивали, скандируя "Россия!" и "Референдум!" Площадь отвечала "Да!" на вопрос, "поддерживают ли собравшиеся пророссийский выбор Крыма". В это же самое время группа людей под предводительством депутата Луганского облсовета Арсена Клинчаева и вождя "Луганской гвардии" Александра Харитонова подняла на флагштоке у областной администрации знамя России.
Через дорогу растянули огромное полотнище украинского знамени активисты Евромайдана. Их было всего несколько десятков.
…Митинг в Донецке не шел в сравнение с луганским. Его созвал городской совет, но инициатива быстро ускользнула от организаторов. Представителям мэрии и ОГА из 10-тысячной толпы неслось: "Предатели!" Зато выступление мало кому известного тогда Павла Губарева, который уже тогда представлялся "командиром Народного ополчения Донбасса", приняли на ура. Тут же его и "утвердили" в должности "народного губернатора".
Далее Губарев призвал всех идти к Донецкой ОГА и разбить мирный палаточный городок. Толпа под крики "Рос-си-я!" поднимает на флагштоке флаг Российской Федерации. Штурма удалось избежать, только когда митингующим позволили выйти на крышу и заменить украинский флаг над зданием триколором РФ.
По требованию протестантов собирается внеочередная сессия Донецкого горсовета, которая принимает решение провести референдум о дальнейшей судьбе Донбасса, а Российскую Федерацию называет стратегическим партнером региона. Около полуночи Генпрокуратура заявляет, что подобные референдумы горсовет назначать не имеет права.
2 марта, воскресенье. Митинг в Донецке продолжился. В бывшей общественной приемной Партии регионов, с которой уже снесли прежнюю символику, началась запись желающих вступить в "Патриотические силы Донбасса". Митингующие с российскими флагами говорили об угрозе "захвата региона бандеровскими фашистами" и призывали ввести миротворческие войска.
А в Луганске – срочная сессия облсовета. Несколько тысяч человек блокировала депутатов в здании, требуя выразить недоверие центральной власти. В итоге решение принято при единственном голосе "против". Другими пунктами идут требования к Верховной Раде о русском как втором государственном, о разоружении незаконных формирований…
В этот день назначены "кризисные губернаторы" по всей стране. На Луганщине главой ОГА стал Михаил Болотских, который последние два года возглавлял Госслужбу по чрезвычайным ситуациям, а до того много лет работал начальником управления МЧС в Луганской области. Становится известно, что область получила нового-старого начальника милиции – Владимир Гуславский занимал эту должность в 2007-2010 годах.
Донецким губернатором назначен крупный бизнесмен Сергей Тарута.
3 марта. В Донецком облсовете – внеочередная сессия, обсуждают положение в регионе. Сломав металлические решетки, в здание врываются митингующие. Слово берет "народный губернатор" Губарев, требует не признавать нового губернатора, сменить начальника МВД, а также провести референдум о будущем Донетчины и узаконить использование русского языка. В итоге депутаты решение приняли, но по-хитрому: референдум указали в нем, а о чем собственно референдум – не обозначили.
В Луганске прокуратура говорит, что решения облсовета – противозаконные. Милиция открывает уголовные дела по фактам установки российских флагов. Правда, всего лишь по статье "Хулиганство".
4 марта. На площади у ДонОГА из 10-15 тысяч человек осталось не больше тысячи. "Народный губернатор" Павел Губарев заявляет, что у него есть вооруженные формирования, но силовые структуры, прокуратуру, налоговую его сподвижники будут подчинять "с помощью мирного протеста". И он, Губарев, готов обсудить условия капитуляции.
Вечером того же дня до полутора тысяч человек выходят на стихийную патриотическую акцию с лозунгами "Донецк – Украина", "Нет войне", "Мы не хотим в Россию!" Люди договариваются повторить акцию и на следующий день.
В Луганске затишье. Лишь вечером был проведен автопробег "Луганск за Украину" – колонна из 26 машин два часа колесила с государственными флагами по городу.
5 марта. Губарева с соратниками вывели из ДонОГА под предлогом поисков взрывчатки из-за анонимного звонка в милицию. "Народный губернатор" обещает вернуться с 50-ю тысячами активистов. "Люди готовы вооружаться", – заявил он. На этот момент его сторонников всего около 200 человек. Милиция обещает дать отпор в рамках закона, на площади около сотни милиционеров в шлемах и со щитами.
Мину находят и увозят из здания областной администрации.
На площади перед ОГА уже около тысячи человек. Губарев высказывает недоверие назначенному руководителю области Сергею Таруте и начальнику областной милиции Роману Романову. Обстановка относительно спокойная, но уже было объявлено, будто вечером в городе будут митинговать "Свобода" и "Правый сектор".
Чуть спустя обладминистрацию вновь берут штурмом, доломав решетки на входе. Российский флаг вновь водрузили над ОГА, а затем толпа отправляется на пл. Ленина, где собирается антивоенный митинг против сепаратизма.
Начальник облГУМВД Романов сообщает, что подал в отставку, но в данный момент покинуть пост не может: на акцию за единую Украину вышло около тысячи человек, а с лозунгами "Хватит кормить рагулей" – тысяч пять-шесть. На площади весь наличный состав милиции и внутренних войск, бойцы сомкнулись плотным кольцом вокруг митингующих.
По окончании проукраинского митинга его участников отлавливают поодиночке. Сторонники Губарева бьют активистов, оплевывают, жгут атрибутику, ставят на колени, требуют доказать, что они местные, а не приезжие "правосеки".
По оценкам СМИ, в драке участвовало до 400 человек. Увидев такой оборот событий, милиция взялась эвакуировать активистов из оцепления автозаками. Однако часть ультрас "Шахтера", которые обороняли участников митинга за Украину, впоследствии оштрафовали. Из их противников никому протоколов не выписали.
К медикам обратились 7 пострадавших, один попал в областную травматологию.
Тем временем сам "народный губернатор" с частью сторонников направляется захватывать госказначейство.
Управление СБУ в Донецкой области просит граждан сообщать о проявлениях сепаратизма.
В Луганске в этот день губернатор Михаил Болотских встречается с казачеством и афганцами, говорит о том, что нужно "снизить накал настроений". А Гражданский сектор луганского Евромайдана проводит общий круглый стол с Партией регионов и "Батькивщиной", обсуждая стабилизацию в регионе и борьбу с сепаратизмом.
В то же время "антимайдан" провел митинг "Ни шагу назад!" Именно здесь, наконец, был провозглашен "народным губернатором Луганщины" Александр Харитонов, лидер "Луганской гвардии". До того он был известен как активист Прогрессивной социалистической партии (ПСПУ) Натальи Витренко.
Вечером несколько сотен луганчан выходят на антивоенный митинг. Это была, наверно, самая массовая проукраинская акция за все время. В автопробеге "Луганск за Украину" на этот раз участвовало около 60 авто.
6 марта. На утро над Донецкой госадминистрацией – украинский стяг, палаточный городок перед зданием за ночь исчез. Милиция сообщает, что задержаны около 70 сторонников "народного губернатора". Милиция готовится к очередному штурму со стороны мятежников.
Глава области Сергей Тарута заявляет, что митингующих финансировали в больших количествах, не уточнив, кто именно.
Губарева задерживает СБУ, уголовное производство начато по статьям о захвате власти, посягательство на территориальную целостность и захват государственных зданий. Пытаясь освободить своего задержанного предводителя, "антимайдановцы" перекрывают движение на проспекте Мира, нападают на троллейбус, но автозак с Губаревым благополучно уезжает.
А поздно вечером около 200 приверженцев "народного губернатора" организованно автобусами прибыли в донецкий аэропорт. Предполагалось, что они попытаются захватить контроль над вышкой "Украэроруха", но штурма не последовало.
7 марта. "Сенсацией" становится участие россиян в донецких беспорядках. Конкретно – засветился записями в соцсетях об участии в штурме ДонОГА Ростислав Журавлев из Екатеринбурга, который там возглавлял облорганизацию "Другой России" Лимонова. Заглянув на его страницы сегодня, мы узнаем, что Ростислав (позывной "Фидель") по-прежнему находится в Донбассе, воюет добровольцем в составе роты специального назначения "Мангуст" (ЛНР), успел жениться в октябре, а спустя два месяца – стать отцом.
9 марта. В Донецке многотысячный пророссийский митинг требует освобождения Павла Губарева, назначения даты референдума и изменения налоговой системы – чтобы 100% налогов оставалось в регионе. Затем часть протестантов направляется к ОГА, а другая – к Свято-Преображенскому собору, возле которого планируется митинг за единую Украину.
Движение в центре парализовано марширующими колоннами.
Украинская общественность собралась, чтобы отметить важную дату – 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко. Но праздник испортили. При приближении людей с российскими флагами большинство украинских активистов покинуло место сбора, небольшая группа осталась, развернув транспаранты и желто-голубые знамена. Они согласились на уговоры милиции уйти, лишь когда стало ясно – сейчас начнется погром. Вдогонку им полетели яйца и петарды, а на постаменте памятника появилась похабная надпись.
Луганский же митинг памяти Кобзаря закончился хуже.
Через дорогу от памятника Шевченко, где началась акция, собралось множество людей с российскими триколорами и лозунгами "За референдум!" Буквально через 15-20 минут на украинский митинг прямо через проезжую часть центральной улицы Советской двинулась лавина.
Поток пророссийски настроенных демонстрантов сметал все на своем пути. Тяжелых увечий не наносили, но синяки, разорванная одежда – все это было. Были разбросаны и растоптаны цветы, возложенные к памятнику поэту, разодраны в клочья флаги…
Миновав памятник, протестующие взяли приступом областную госадминистрацию и потребовали от губернатора Михаила Болотских писать заявление об отставке. Когда оно было написано, собравшиеся торжественно спели "День победы" и гимн Российской Федерации. После многие в Луганске задавались вопросом: откуда у нас в городе столько людей знают слова российского гимна?
Позже в тот же день Болотских сообщил, что уходить не собирается, а заявление не имеет силы, поскольку написано под давлением.
До референдума о независимости было еще два месяца, в которые были и новые штурмы админзданий, и столкновения с патриотами Украины и силовиками. Однако именно первая декада марта показала отличия обстановки в Донбассе от остальной Украины. Впрочем, почему народные республики появились здесь, а в других областях Юго-Востока таких всходов не дали, – в следующих материалах.