наверх
20.04.202402:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформа МВФ. Когда Россия станет полноценным кредитором Украины

МВФ и пересмотр бюджета Украины 2015. (147)

(обновлено: )179472
Украина надеется на продолжение сотрудничества с МВФ. Фонд не спешит с объявлением о выделении нового кредита. При этом Россия, Индия и Китай призывают провести реформирование МВФ.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

В настоящее время МВФ — основной экономический рычаг США в работе с развивающимися странами. Он может помочь финансово или отказать в кредитах, если руководство страны-заемщика не согласно с рекомендации специалистов фонда. Как правило, все советы приводят к ослаблению экономики заемщика с попутной минимизацией присутствия национального капитала в экономике страны.

Некоторые страны дошли до дефолта в выполнении рекомендаций МВФ. Зачем? С точки зрения стратегических целей в политике всегда проще иметь дело со сговорчивым, готовым на любые антисоциальные решения руководством (никого не напоминает?), нежели с политиками, отстаивающими интересы национальной экономики. Все гениальное просто.

Власть меняется?

Министры иностранных дел России, Китая и Индии на встрече в Пекине 2 февраля призвали к немедленному реформированию международной финансовой системы, чтобы увеличить вес и представительство развивающихся рынков и стран. По словам министров, особое внимание нужно уделить реализации к концу текущего года плана по реформированию квот в МВФ, принятого в 2010 году.

Квоты развивающихся стран, в частности, входящих в БРИКС, должны были увеличиться, однако этого так и не произошло.

Зачем странам БРИКС нужно увеличивать квоты? Экономика давно стала весомым политическим инструментом влияния, почти как ядерное оружие. А странам, претендующим на региональное лидерство, необходимо иметь лояльное окружение, как сейчас это есть у США.

Читайте также: Валютный рынок не доверяет политике НБУ – эксперт

Америка, как победитель в "холодной войне", получила все: от глобальной гегемонии и однополярного мира до монополии в экономическом влиянии практически на весь земной шар. МВФ изначально был экономическим инструментом достижения политических целей США, но с развалом СССР его ценность стала еще выше: под вывеской сотрудничества с МВФ западный капитал получал преимущества в доступе к объектам и ресурсам бывшего Союза.

Например, МВФ занимает принципиальную позицию в поддержке приватизации госпредприятий. Как правило, крупные объекты может выкупить транснациональный капитал, но, например, когда приватизация крупнейшего предприятия Таджикистана – Таджикского алюминиевого завода – была выполнена в пользу российского "Русала" (в ней были заинтересованы и западные компании Norsk Hydro, Alcoa и Glencore), МВФ незамедлительно и очень активно выступил против приватизации ТадАЗа, моментально забыв про свои либеральные принципы и декларации.

В МВФ при принятии решений действуют квоты стран, а у США изначально самая большая квота — 17,69%, и это дает США фактически право вето, так как фонд принимает решение 85% голосов.

При голосовании в МВФ наибольшими квотами располагают Япония (6,13%), Германия (5,99%), Франция (4,95%), Великобритания (4,95%), Саудовская Аравия (3,22%). В то же время, квота КНР, экономика которой лидирует в мировом рейтинге роста, при голосовании в МВФ составляет только 4%, России – 2,5%, а Индии – 2,44%.

Такая схема распределения голосов приводит к тому, что фонд проводит рекомендации, имеющие выгоду не для экономики страны, которая обратилась за содействием к организации, а для развитых стран, имеющих преимущественные доли. А развивающиеся страны, которые в свою очередь, платят взносы, сопоставимые с "мажоритариями" МВФ, не только не могут влиять на решения, но и более того, получают острова экономической нестабильности в регионе собственного влияния.

В любом транше, который получает Украина от МВФ, есть, например, и российские деньги, которые вряд ли будут "прощены" или "забыты", особенно, если квоты в МВФ все-таки будут пересмотрены.

Эксперты считают, что России, Индии и Китаю будет сложно увеличить представительство развивающихся стран в организации, этому будут противостоять развитые страны. Об этом заявила РИА Новости доцент факультета дипломатии Института международных отношений Китайского народного университета Чэнь Сяоцинь.

"Западные страны всегда играли там главную роль. Однако с ростом экономической мощи развивающихся стран, естественно, что Китай, Индия и Россия, которые относятся к развивающимся экономикам, надеются на увеличение веса и представительности развивающихся экономик в МВФ", — отметила Чэнь Сяоцинь.

"Конечно, такая вероятность существует, но я полагаю, что противодействующая сила этому очень велика", — добавила эксперт. По ее словам, "развитые страны вряд ли с легкостью возьмут и передадут часть прав развивающимся странам". "Это весьма маловероятно", — уверена китайский эксперт. Чэнь Сяоцинь полагает, что развивающимся странам лучше создать свои финансовые структуры, где инициатива будет принадлежать им. Этими структурами, по ее мнению, вполне могут быть создаваемые Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Банк БРИКС.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает маловероятным увеличение квот развивающихся стран. "Чтобы что-то изменить, нужно поменять полностью устав МВФ, но так как основной голос принадлежит США, то ничего не будет. Они поговорят, примут совместное заявление, но все останется, как было", — сказал аналитик.

Читайте также: Сколько будет стоить доллар после нововведений НБУ — мнения экспертов

"США не выпустят МВФ (из зоны своего влияния). Был момент, когда ввели евро, и Европа хотела увеличить свою квоту, но у них ничего не вышло. Вроде бы союзники, друзья, но ничего не вышло", — добавил Охрименко.

"Может быть вариант, что они попытаются создать аналог МВФ, но это очень сложно. Для этого нужно создать банк-монстр, а я монстров пока не вижу", — отметил эксперт.

Греция в пример Украине?

В среде экономистов рекомендации МВФ часто называют "социальным каннибализмом" или "социальным людоедством". И это неудивительно. Главным требованием МВФ к политике страны-заемщика является сокращение бюджетного дефицита в части социальных расходов — зарплат бюджетников, пенсий и прочих соцвыплат. Помимо этого фонд не учитывает последствия своих рекомендаций на уровне занятости и экономической активности населения, в вопросе роста цен на конкретные товары, прежде всего, на продовольствие. Об этом свидетельствуют самые яркие примеры: Аргентина, Греция, а теперь — и Украина.

"Живи в долг и занимай дальше" — под этим лозунгом в ситуацию государственного дефолта вошла Аргентина, и по этой же стезе идет Украина. Примечательно, что в случае с Аргентиной МВФ отказался предоставить очередной кредит, поэтому страна не смогла рассчитаться по предыдущим обязательствам. В ситуации с Украиной в обмен на кредит МВФ требует то ли в 7 раз повысить цену на газ для населения, то ли прекратить войну. И никаких обещаний кредита. Зато, идя навстречу пожеланиям МВФ, уже почти год Украина живет в режиме свободного курсообразования.

В результате — 100% девальвации гривны только в 2014 году, инфляция в 25% и минус 7% ВВП. К этому привела бесконтрольная эмиссия гривны, но именно МВФ разрешил правительству Украины напечатать деньги — за два года 300 миллиардов гривен — и это прописано в Меморандуме об экономической и финансовой политике между МВФ и Украиной.

На фоне девальвации гривны идет сокращение золотовалютных резервов Украины. По состоянию на 1 февраля они насчитывали всего лишь 6,42 млрд долларов. За месяц они "похудели" боле чем на 1,1 млрд долларов.

"Их динамика в январе 2015 года в значительной мере была обусловлена осуществлением платежей правительства и Национального банка Украины по погашению и обслуживанию государственного и гарантированного государством долга в иностранной валюте (624,4 млн долл. США в эквиваленте), в том числе Международному валютному фонду. Кроме того, на объем международных резервов повлияли интервенции Национального банка Украины по продаже иностранной валюты на сумму 518 млн долл. США, из которых 464 млн долл. США проданы для поддержки платежей НАК "Нафтогаз Украины", — сообщили в НБУ.

В настоящее время сокращение ЗВР оказывает дополнительное давление на рыночный курс гривны. Если бы валюты в резервах было больше, то Нацбанк мог бы выйти с интервенцией, и несколько успокоить рынок, продав валюту. Таким образом курс гривны, теоретически, можно было бы стабилизировать. Но резервов нет, а значит, на один источник валюты в стране меньше, и это подстегивает спрос.

Эксперты считают, что сдержать рост курса доллара может только заявление МВФ о продолжении сотрудничества с Украиной. Если фонд подтвердит выдачу очередного кредита, то на рынке, возможно, опять спадет паническое поведенческое настроение в стиле "покупай сегодня, завтра будет дороже".

По словам Охрименко, сейчас МВФ попал в сложную ситуацию. "Когда МВФ давал кредит, у них были определенные планы до 2019 года. Но в 2014 году все рухнуло, и прогнозы не сработали. Теперь МВФ понимает, что если финансировать дальше, то деньги никогда не вернутся", — сказал он.

Тем временем, пока Украина изводится в ожидании помощи МВФ, Греция начала предлагать фонду свои условия для погашения задолженности по кредитам. После многочисленных, но бесполезных, вливаний в экономику страны, Греция ведет переговоры с МВФ о реструктуризации задолженности. По словам министра финансов страны Яниса Варуфакиса, речь идет о долговых свопах, которые поменяют существующие долговые обязательства на новый тип греческих облигаций, выплаты по которым будут привязаны к темпам экономического роста в стране.

Читайте также: В нынешней ситуации с курсами валют НБУ просто наблюдает за рынком

Долги Греции перед "тройкой" кредиторов — Еврокомиссией, Европейским центральным банком и МВФ составляют 280 млрд евро. Греция обещает начать выплаты, когда будут позволять условия. В частности, экономический рост должен составить как минимум 3-3,5%.

Если МВФ согласится на такой вариант расчетов, это создаст прецедент, по которому в дальнейшем сможет работать и Украина. Греция уже создала один прецедент, когда отказалась от приватизации имущества в пользу глобальных корпораций. Теперь — новая схема расчета.

Даже если реформа МВФ не произойдет, устанавливается новая схема отношений и ответственности: если кредитор давал дурные советы, то не вина заемщика, что он вовремя не может вернуть деньги.

Самое читаемое
    Темы дня