наверх
29.03.202416:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Если завтра война. Военное положение в Украине в оценках военных экспертов

Ситуация в зоне АТО. (407)

(обновлено: )230871619
Что будет означать для страны введение военного положения на всей ее территории, как изменится жизнь каждого украинца, и готова ли Украина к подобным мерам.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

Президент Украины Петр Порошенко в интервью испанскому изданию El Pais признал, что он готов огласить военное положение и добиться его утверждения в парламенте, если конфликт на Донбассе обострится. В частности Порошенко сказал: "Если конфликт будет продолжать нарастать, то я готов объявить военное положение по всей стране, и парламент его поддержит. Я не делаю этого сейчас, потому что это будет означать ограничение демократии и свободы, и будет угрожать развитию экономики".

Что это, военное положение?

Режим военного положения (ВП) — это особый правовой режим, предусматривающий временное ограничение прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и предоставления специальных полномочий государственным органам власти необходимых для предотвращения угрозы. Военное положение может быть введено как на всей территории Украины, так и в отдельных ее местностях. Украинское законодательство не устанавливает максимальной планки продолжительности режима. Однако в указе президента о его введении должно быть указано, на какое именно время этот режим вводится. Кроме того, в указе президента должен содержаться исчерпывающий перечень прав и свобод гражданина на время его действия.

На территории, на которой введено военное положение, военное командование вместе с другими органами власти или и самостоятельно вправе вводить трудовую повинность и привлекать граждан к общественно полезным работам. Трудовая повинность заключается в выполнении работ оборонного характера, в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, а также их последствий. При этом продолжительность выполнения таких работ и их оплата устанавливаются в соответствии с украинским трудовым законодательством.

Кроме того, военному командованию предоставляется право использовать мощности, ресурсы и имущество предприятий и организаций всех форм, а также отдельных граждан. Во время военного положения может быть введен комендантский час, то есть запрет находиться на улицах в определенное время суток без специальных разрешений. Вводится особый режим въезда и выезда с территории, на которой введено военное положение, может быть ограничено движение транспортных средств и свобода передвижения, как граждан Украины, так и иностранцев.

Призывникам и военнообязанным могут запретить менять место жительства без ведома военного командования. Военное командование получает право проверять у людей документы, а также осматривать их вещи и автомобили. Людей, а также предприятия и материальные ценности могут эвакуировать.

В условиях военного положения полностью запрещается проведение забастовок. Военное командование получает право ставить вопрос о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, если "они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан".

На время действия военного положения военное командование получает полномочия по контролю предприятий связи, издательств, телерадиоорганизаций и даже театров. Оно может использовать радиостанции, телецентры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и гражданского населения. Военные могут запретить работу любительским радиостанциям и передачу информации через компьютерные сети. Если же какая-то организация или отдельный гражданин нарушит эти требования, у него могут изъять радиопередающего оборудования, теле-, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры или другие средства связи.

Если в Украине в целом или в отдельных ее местностях вводится военное положение, парламент собирается без созыва и работает в сессионном режиме. Пока действует режим военного положения, распустить парламент нельзя. Не могут быть прекращены полномочия омбудсмена, министерств, органов местного самоуправления, судов и прокуратур. Во время военного положения нельзя изменять Конституцию Украины, проводить выборы президента и парламента, а также органов местного самоуправления. Так же запрещается проводить всеукраинский и местный референдумы.

ВП – это катастрофа для страны и "бредовая идея"

Военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов считает, что нет необходимости вводить военное положение на всей территории Украины.

Военнослужащий Украины

"Со стороны президента это просто чистое запугивание страны и абсолютно необдуманный шаг на грани безумия – водить военное положение на всей территории Украины означает поставить страну на военные рельсы. Это означает полностью ограничить все демократические свободы вплоть до свободы слова, свободы перемещения. Вся промышленность должна будет перейти на производство товаров для нужд военно-промышленного комплекса и армии. Все граждане призывного возраста должны будут явиться в военкомат, чтобы уточнить свой учет и получить приписное свидетельство, а военкоматы должны будут их распределить по воинским частям. То есть это фактически состояние Советского Союза в 1941 году. Это бредовая идея, обосновать которую я не могу", — сказал Жданов.

Как пояснил эксперт, переход экономики страны на военные рельсы предусматривает, что на первом этапе военного положения на каждом заводе должен быть запас сырья для производства необходимого количества товаров ВПК, однако на сегодняшний день таких запасов фактически не существует.

"Мы с этим столкнулись на киевском бронетанковом заводе, директора которого посадили за то, что все эти запасы были давным-давно списаны и проданы. Поэтому на сегодняшний день введение военного положения во всей Украине будет означать экономический и политический коллапс. Это просто нереально", — пояснил полковник. 

Что касается введения ВП на отдельно взятой территории Украины, то такой шаг, по мнению Жданова, соответствует реалиям и вызовам сегодняшнего дня.

"Таким образом, мы, во-первых, повысим уровень боеспособности войск и воинскую дисциплину, поскольку начинают действовать законы военного времени. Это то, что сейчас пытаются ввести полумерами, имеется в виду закон номер 1762, который граничит с Конституцией и дает право командиру просто застрелить солдата (даже законы военного времени более гуманны, поскольку дают право солдату предстать перед судом военного трибунала)", — считает Жданов.

Кроме того, по словам эксперта, введение военного положения на отдельно взятых территориях позволит сосредоточить все органы самоуправления в одних руках: переподчинить всех силовиков, которые принимают участие в АТО, одному руководителю на базе военного штаба.

"Главным на таких территориях становится военным комендант. Введение военно-гражданских администраций  — это полумера. Зачем изобретать велосипед, если военное положение предусматривает передачу всей полноты власти военному коменданту? Кроме того военным положением вводится ограничение на перемещение граждан внутри зоны ВП и комендантский час, что позволяет препятствовать проникновению диверсионно-разведывательных групп, корректировщиков огня и так далее. Вводится контроль за средствами массовой информации", - пояснил Жданов.

При этом, отметил эксперт, СНБО определяет состав сил и средств необходимых для обеспечения режима военного положения, а Кабинет министров – состав предприятий и организаций, которые будут обеспечивать действие силовых структур на данных территориях.

"В результате не вся страна встанет на военные рельсы, она продолжает жить в нормальном режиме, естественно, помогая Вооруженным силам и народу защититься от внешнего агрессора", — сказал Жданов.

Люди и вооружение. "Ющенко практически все отдал Грузии"

Независимый эксперт по военным вопросам Анатолий Павленко считает, что при объявлении режима военного положения не обязательно будет введена всеобщая мобилизация, тем более что в стране фактически отсутствуют мобилизационные запасы.

"Всеобщая мобилизация может быть введена как апогей. Можно ограничиться частичной, если хватает ресурса личного состава. Но не забывайте, людей нужно не только мобилизовать – их нужно вооружить и одеть и накормить. А еще года три-четыре назад говорилось, что все мобилизационные запасы распроданы и разворованы. В этих запасах хранилось обмундирование, продукты, посуда. Теперь все эти запасы нужно создавать заново, а на это уйдут годы. Поэтому всеобщую мобилизацию объявить можно, но реализовать ее проблематично", — сказал Павленко.

Кроме того, отметил эксперт, военная техника в Украине не только устарела, но ее нет в достаточном количестве.

"В реальных количествах армию могут обеспечить новой техникой не раньше 2016 года, и это связано с особенностями производства – танки за один день не делаются, на это уйдет девять месяцев", — пояснил эксперт. 

При этом Павленко напомнил, что во время президентства Виктора Ющенко Украина продала Грузии такое количество вооружений, которого нам хватило бы на две войны.

"Сотни бронемашин БТР-80, танки Т-72, боевые вертолеты МИ-24, 720 снайперских винтовок Дехтярева! Продавали по дешевке исправное, технику на ходу, а себе оставляли металлолом. И никто за это не понес никакой ответственности", — возмущен эксперт.

Военное положение уже действует в Украине

По мнению военного эксперта, экс-заместителя начальника Генерального штаба в 2006-2010 годах, кандидата военных наук Игоря Романенко, 15 из 19 пунктов режима военного положения уже реализовано в Украине и это позволяет контролировать ситуацию.

"Есть 19 пунктов, которые определяют военное положение. И постепенно, включая введение военно-гражданских администраций, из них уже реализовано 15 пунктов путем принятия законодательных актов в парламенте. Я, как военный эксперт еще с весны выступал за введение военного положения, поскольку такая мера приводит к централизации: все военные структуры, которые находятся в районе, где есть один старший начальник, должны ему подчиняться. Но с тех пор по настоящее время военные говорили о том, что у них нет возможностей и сил заниматься и организацией ведения боевых действий и территориями, на которых они находятся.  Сейчас парламент утвердил военно-административное управление без введения военного положения", — заявил эксперт.

По его словам, президент не вводит военное положение, чтобы иметь возможность стране получать от иностранных государств помощь в виде вооружения и кредитов.

"Тут вопрос не в украинском законодательстве. Законодательство тех государств, которые идут на то, чтобы передавать или продавать нам серьезное вооружение, запрещает им делать это в страны, где введено военное положение.  То же касается и выделения финансов: по законодательству ряда государств и ряда финансовых структур, туда, где введено военное положение деньги не передают. Потерять эти две серьезные статьи только из-за того что кому-то хочется удовлетворить свои политические амбиции не совсем верно", — сказал Романенко.

Читайте также: От Углегорска остались одни руины, людей практически нет

По прогнозам эксперта, активизация международных усилий по дипломатическому урегулированию вооруженного конфликта в Донбассе должна в течение месяца привести к остановке активных боевых действий и возможности решить конфликт мирным путем.

"Нам нужно выиграть время, потому что вооруженные силы к активным наступательным действиям пока не готовы. Для этого нужны современные вооружения и подготовленные люди", — уверен Романенко.

Отвечая на вопрос, сколько Украине потребуется времени для возврата контроля за Луганской и Донецкой областями, эксперт привел пример Хорватии, которая получив передышку в три года активно использовала это время для экономических и социальных реформ, увеличила в четыре раза численность своих вооруженных сил и оснастила их современным оружием. После ухода миротворческих сил Хорватия, объявив войну Сербии, за трое суток отбили 95% территории, а остальное сербы под давлением общественности отдали добровольно.

Самое читаемое
    Темы дня