Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Значительная часть украинского общества пребывает в состоянии "посттравматического синдрома" из-за постоянного потребления информации о боевых действиях и страданиях людей на востоке страны. В такое состояние общество могут вгонять намеренно, вообще в условиях войны информационные атаки и информационные "бомбы" – обыденное дело. Об этом в пятницу рассказал социальный психолог Олег Покальчук, посвятив журналистов в нюансы информационной борьбы.
По его словам, даже известные всем спикеры АТО, вооруженных сил и правоохранительных органов могут причинить вред, излагая свое видение ситуации на фронтах, поскольку точка зрения может быть эмоциональной, а человек склонен воспринимать информационный фон как основную информацию.
Что до противника, то он ведет информационную атаку вполне осознанно и продуманно, используя "визуалку" и эмоциональные "крючки", отметил психолог. Цель такой атаки – вызвать панические настроения ("а паника – неконтролируемый страх").
Часто используются такие информационные "бомбы", на которых, по словам Покальчука, "невозможно не подорваться". Общество всегда эмоционально воспринимает информацию о терактах и диверсиях, а затем смотрит на реакцию официальных органов. Те, в силу своего положения, не имеют права на эмоции. Общество делает вывод: "либо все врут, либо изменники" (и цель противника достигнута).Как защититься от столь коварного информационного агрессора? Смотреть на первоисточник, на тех, кто информацию распространяет, на комментарии (они обязательно сведутся к "все пропало" и "нас сливают") – и "усики" обязательно вылезут. Что вовсе не отменяет эффективности информационных "бомб": массовый потребитель, как правило, к такому анализу не обращается. И начинает подозревать в "сливе" президента, премьера и вообще все руководство…
Покальчук дал совет: игнорируйте "визуалку", репортажные съемки, ролики (как пример привел ролик с "парадом пленных" в Донецке), фото. Сказал, что сам он не смотрит телевизор. И подчеркнул, что это "совет людям, а не СМИ", поскольку СМИ ему все равно не последуют в силу своей природы – делать тиражи и посещаемость на "горячем".
Журналисты попросили привести конкретные примеры информдиверсий и спросили, в частности, как психолог оценивает выпуск газеты "Вести", в котором размещен материал о ходе расследования первых убийств на Майдане. Тут выяснилось, что Покальчук считает эту газету "сепаратистским изданием" и не считает нужным в чем-то убеждать тех, кто это издание читает.
"Нельзя говорить с людьми, которые читают "Вести", — заявил он, добавив, что усилия лучше тратить на коммуникацию "с единомышленниками, которые хотят с вами разговаривать". Получается, что многочисленные читатели газеты "Вести" (и других оппозиционных СМИ) выведены за рамки "общества единомышленников"…
По словам социального психолога, украинским медийщикам следует различать такие явления, как терроризм, диверсии и саботаж: если диверсант – это, как правило, военный специалист, действующий в рамках боевых операций, то акции террористов направлены против гражданского населения (с целью вызвать малыми средствами максимальный психологический эффект, посеять панику и хаос).
Но сейчас важно обратить внимание на саботажников, подчеркнул Покальчук, посоветовав медийщикам ввести это слово в постоянный оборот.
"Значительная часть чиновников у нас – саботажники, сознательные или нет", — констатировал он, добавив, что "саботаж трудно вычислять спецслужбам". В то же время, для противника саботажники – "отличный материал для деструктивной работы в тылу".
По мнению социального психолога, именно саботаж как метод борьбы на этом этапе "будет доминировать".