наверх
23.07.201906:57
Курсы валют НБУ
  • USD25.64- 0.17
  • EUR28.76- 0.22

Судьба "Интера". Патриотизм в ящике, или Почему Кобзон не споет на бис

(обновлено: )97022
Сегодня Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания рассмотрит вопрос о лишении телеканала "Интер" лицензии, пишет Роман Степняк.

Роман Степняк

Напомню, как все начиналось. Те, кто 1 января проснулся не с самого утра, вынуждены были долго вникать в тему. Как оказалось, вопреки устоявшемуся мнению, вся чиновничья рать вместо того, чтобы послушать по Первому национальному президентскую речь, а затем приобщиться на той же кнопке к задушевным народным песням, внимательно смотрела канал "Интер". А вместо того, чтобы со спокойной душой отойти к здоровому сну, созерцала ненавистных российских исполнителей Кобзона, Валерию и Газманова, и возмущалась, что эти наглопоющие лица делают в родном информационном пространстве? Когда на следующий день в СМИ появились цифры, подсказавшие, что вместе с чиновниками "вражеский" концерт на пике смотрело более 30 процентов, или почти 11 миллионов зрителей, это окончательно вывело весь политический бомонд из равновесия.

Газманов, Валерия, Кобзон

Первым проснулся член экспертной комиссии по вопросам распространения и демонстрации фильмов Алексей Куринной. Вслед за ним — пресс-секретарь президента Святослав Цеголко, далее министр информационной политики Юрий Стець, и наконец, ближе к обеду, важный государственный деятель, секретарь СНБО Александр Турчинов.

Все они в один голос требовали крови. В конечном итоге дело свелось к документу строгой отчетности за подписью Александра Валентиновича. Сей манускрипт гласил: "В новогоднюю ночь, когда вся нация чувствовала единение, телеканал "Интер" традиционно действовал против Украинского государства, транслируя концерт тех людей, которые издевались над нашей страной, поддерживая террористов, приветствуя захват Крыма и Донбасса". И резолютивная часть в адрес Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания: прошу принять меры, в частности "аннулировать лицензию телеканалу "Интер".

Крамольный Фигаро и "Вечера…"

Канал, конечно, встрепенулся. Первым делом устами бескомпромиссного к врагам национального информационного пространства ведущего Алексея Лихмана отозвалась патриотическая часть коллектива. Мол, мы делаем свое дело честно, никаких заискиваний перед сепаратистами и прочими врагами государственности не допускаем, а вот что думает по этому поводу высокий менеджмент — не в курсе. При этом пан Лихман, обязательному в таких случаях внешнему проявлению профессиональной этики, со своими объяснениями обратился не к зрителю, а к министру Стецю, и судя по всему, был прощен.

Сам менеджмент занял круговую оборону. К обеду на экране появилась бегущая строка, объясняющая миллионам, что в связи со сложившимися обстоятельствами канал вынужден поломать сетку вещания и вместо интересных программ, пусть даже они и без Кобзона и Валерии, запустить несколько долгих и нудных сериалов, припрятанный в редакционных архивах на черный день.

Так, срочно были сняты "Новогодний Голубой огонек 2015", два концерта Игоря Крутого, "Юмор года", "Уральские пельмени. 20 лет в тесте", "Лучшие песни 2013", "Новогодний парад звезд 2014", концерты "Песня года 2013" и "Жди меня в Новый год" мюзиклы "Новогодние сваты" и "Красная шапочка", "Одноклассники", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "За двумя зайцами", "Снежная королева", "Три мушкетера", "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Звездные каникулы".

Трудно сказать, какой криминал мог вместиться в "Вечерах…" или "Женитьбе Фигаро", но если надо придраться, то все могут проявить фантазию. Уверен, что каждый читатель, наделенный чувством юмора и здравым смыслом, сделает это самостоятельно.

Словом, смотреть в тот и последующие дни на "Интере" было нечего. Как, впрочем, и на других каналах. Оставался старый проверенный способ поднятия настроения.

По закону жанра

Ближе к ночи менеджмент канала распространил официальный пресс-релиз. Телеканал поклялся, что при подготовке новогодней сетки вещания были соблюдены все требования украинского законодательства. Появившиеся критичные заявления были названы беспредметными, необоснованными и таковыми, что являются не чем иным, как давлением на СМИ. Авторы многих заявлений, говорится в пресс-релизе, судя по их содержанию, вообще не смотрели программы канала, поскольку в своих обвинениях в адрес "Интера" приводят недостоверные факты и откровенно лживую информацию.

Читайте также: Закрытие украинского Euronews как пример евроинтеграции и свободы слова в Украине

Далее менеджмент "Интера" похвастался, что канал, несмотря на всю критику, стал лидером новогоднего вещания. Программа передач была создана с учетом многолетних традиций встречи Нового года. Это касается и проектов собственного производства, и программ стороннего производителя. Музыкальный проект "Жди меня в Новый год" стал одним из лидеров новогоднего вещания. В съемках программы были задействованы как известные украинские исполнители, так и те, кто делает только первые шаги на украинской эстраде.

Скорее всего, это был отчаянный жест, а игра со зрителем переместилась в плоскость выяснения отношений с властью. Сумму своих убытков телеканал, при этом, не назвал.

За кулисами

Мы писали о том, что за скандалом на пустом месте может скрываться множество разных конфликтов интересов. Не лишне вспомнить длительное противостояние с каналом "1+1". Было бы чудесно, если бы речь шла о творческом соревновании даже на грани законов жанра. Но мы ведь знаем, что соперничают не авторы программ и ведущие, а хозяева кнопок, выискивающие друг против друга компромат. Прискорбно, но все доходит до такой межи, когда не только политологи намекают на причастность того или иного канала к той или иной олигархической группировки, но даже сельская бабушка знает, кто поддерживает Коломойского, а кто Фирташа, где пасется Пинчук, а где вотчина Ахметова.

Читайте также: Бойцовский клуб олигархов. На ринге Коломойский и Пинчук

Не удивительно, что сразу же появился компромат и на конкурентов "Интера". Недоброжелатели канала "1+1" тут же разыскали передачу, в которой журналисты нелицеприятно высказались в адрес одного из столпов украинского национализма Степана Бандеры и предложили такую же экзекуцию провести над этим детищем днепропетровского губернатора на заседании Совета по вопросам телевидения и радиовещания.

Но дальше всех в творческих изысках пошел кум президента и министр информации Юрий Стець. Он пообещал написать закон, в котором понятие "персона нон грата" будет распространено на СМИ. То есть теперь если кто-либо на украинском телевидении произнесет слово "Валерия", на канал тут же наложат санкции. Но пока такого закона нет, Стець попросил медиаменеджеров "выключить кассовые аппараты в голове и найти ящик с патриотизмом в мозгах".

Что же касается заседания Совета по вопросам телевидения и радиовещания, то вряд ли какие-то радикальные меры будут приняты. Ведь за "Интером" стоят очень серьезные люди, а весь драматизм дня — это отнюдь не то, что нам рассказывает пан Лихман и компания, а то, что происходит за кулисами экрана.

Самое читаемое
    Темы дня