наверх
16.04.202409:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Требование РФ о погашении евробондов - признак приближающегося дефолта

(обновлено: )6018411411
Россия может потребовать досрочной выплаты 3 миллиардов долларов займа от Украины в связи с нарушением Украиной условий соглашения по их предоставлению. У Киева нет средств для досрочного погашения займа, и это приблизит государственный дефолт.

Василиса Прыткова, РИА Новости Украина

Возможность досрочного погашения еврооблигаций Украины, которые выкупила Россия в декабре 2013 года, не исключают источники в правительстве РФ. Причиной такого решения называется невыполнение Киевом условий предоставления этого займа.

Договор должен выполняться

Россия предоставила Украине заем в размере 3 миллиардов долларов в конце декабря 2013 года. Это стало возможным в результате соглашений президентов РФ и Украины Владимира Путина и Виктора Януковича от 17 декабря 2013 года.

В рамках этих соглашений Киев получал цену на газ в 268,5 долларов за тысячу кубометров, общий займ на 15 миллиардов долларов и перспективы развития кооперационных отношений в промышленности.

Таким образом, предоставляя экономические преференции, Москва компенсировала политический отказ Киева от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и создание зоны свободной торговли.

В тот момент экономика Украины в полной мере ощутила, что значит цена на газ в 400 долларов по контракту от 2009 года, заключенного премьером Юлией Тимошенко.

Стоимость газа была неподъемной для промышленности, ее цена лежала тяжелым камнем на себестоимости конечной продукции, и снижала ее конкурентную способность даже на традиционных рынках украинских товаров, в странах СНГ. К тому же, перед украинской властью 2013 года ребром стоял вопрос повышения цены на газ для населения до рыночного уровня.

Без этого решения МВФ отказывался возобновлять программу стэнд-бай и, соответственно, кредитовать Киев. В 2014 году планировалась очередная президентская кампания, и повышение тарифов не лучшим образом сказалось бы на настроениях избирателей. 

Киев стоял перед дилеммой: пойти на поводу евроинтеграции или выбрать стабилизацию экономики. Решение оказалось непростым: в знак протеста против отказа от подписания соглашения с Евросоюзом собрался очередной майдан.

Но политика была и остается надстройкой над базисом — экономикой. Украинская власть выбрала стабильное развитие в виде снижения цены на газ, российского займа и развития кооперации в промышленности двух стран.

Россия согласилась предоставить Украине финансовую помощь в общем объеме 15 миллиардов долларов из средств Фонда национального благосостояния (нефтяные резервы России) путем покупки евробондов Кабинета министров Украины, которые размещались на Ирландской бирже под 5% годовых.

Согласно договору, кредитор может потребовать досрочного возвращения средств, если размер государственного долга Украины превысит 60% ВВП.

Это — стандартное условие, поскольку такое состояние госдолга считается критическим для экономики и заемщик в лице государства сталкивается со сложностью возвращения заемных средств.

Финансовая помощь распределялась траншами. Первый, на сумму 3 миллиарда долларов, был предоставлен 23 декабря 2013 года. В этот день Российская Федерация приобрела еврооблигации Украины на указанную сумму.

Из этих средств Киев частично погасил долга перед "Газпромом" за газ, поставленный в октябре — ноябре 2013 года и смог выплатить зарплаты бюджетникам и пенсии накануне Нового года. Следующий транш правительство Николая Азарова планировало направить на модернизацию промышленных предприятий. Остальные средства также распределялись на финансирование инфраструктурных проектов и модернизацию украинской экономики. 

Покупка следующей эмиссия украинских облигаций на сумму 2 миллиарда долларов должна была состояться 17-18 февраля 2014 года, однако Украина отозвала бумаги с Ирландской биржи, а 21 февраля Виктор Янукович и его окружение бежали из страны.

Тем не менее, юридические обязательства Украины перед Россией оставались — выплата первого транша и процентов кредита, согласно договору, должна была происходить каждые полгода — в июне и декабре в течение двух лет.

Правительство Яценюка первого созыва признало эти договоренности. Более того, в первый месяц премьерства Арсений Яценюк постоянно напоминал российским партнерам о невыполненных обязательствах по предоставлению всего объема финансовой помощи, и требовал предоставить ее.

Занять, чтобы отдать

Тем временем, дела в украинской экономике не улучшались. В апреле Украина подписала с МВФ договор по программе стенд-бай и получила 3,2 миллиарда долларов первого транша из общей суммы 17 миллиардов долларов, которые Фонд обещал предоставить по программе сотрудничества.

Из этих средств Киев смог расплатиться с Москвой в июне по первой выплате кредита. Остальные частично пополнили золотовалютные резервы, а также направлены на погашение дефицита бюджета и на расчеты "Нафтогаза" с "Газпромом" по части долга за газ, которую также признало правительство Яценюка.

К августу ожидали следующий транш МВФ, и постепенно сложилась ситуация, когда Киев может рассчитаться по своим государственным обязательствам только за счет получения очередного кредита или из золотовалютных резервов (ЗВР). Динамика их сокращения на фоне отсутствия декабрьского транша МВФ, (а совет директоров еще до сих пор по этому вопросу не собирался) стала угрожающей. 

Чтобы получить от "Газпрома" газ для прохождения отопительного сезона Киев был вынужден погасить 2 миллиарда долларов долга из 5,3 млрд задолженности, и предварительно оплатить закупку газа на 378 миллионов долларов.

Затем подошло время очередной выплаты по российскому кредиту. Ее тоже произвели из средств золотовалютного резерва. На декабрь ЗВР составили 9,9 миллиардов долларов, хотя еще в октябре они равнялись 16,3 миллиардам.

Политика Кабмина Яценюка по увеличению долговой нагрузки привела к формированию условия на досрочное погашение российского кредита: госдолг Украины превышает 60% ВВП, и в ближайший год будет увеличиваться, если МВФ продолжить кредитовать нашу страну. 

Во время визита в Берлин Яценюк успел не только поделиться своим видением хода Второй мировой войны, но и рассказать, как мужественно его правительство гасит 40 миллиардов долларов кредитов, набранных при Януковиче. Однако, в цифрах, согласно статистике Минфина и НБУ, картина складывается несколько иная.

Рост государственного долга с 13,8% до 29,9% ВВП пришелся на 2008 — 2010 годы. С 2011 по 2013 госдолг увеличился с 29,9% до 33,3% ВВП. Статистики по 2014 году пока нет, но экономисты уже говорят о превышении госдолга отметки в 60% ВВП.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отметил, что условие досрочного погашения займа присутствует во всех проспектах выпуска еврооблигаций. 

"Еврооблигации были выпущены на срок три года. Когда облигации выпускаются, там есть так называемая оговорка оферты. Это означает, что в случае, если риск инвестора будет выше, чем средний риск по рынку, 60% госдолга к ВВП. В этом случае инвестор имеет право, но, подчеркиваю, не обязан, обратиться к эмитенту досрочно выкупить облигации по номиналу", — пояснил Охрименко.

"Это не значит, что это 100% будет, это не значит, что Украина должна автоматически выкупать. Это означает, что инвестор может обратиться, а Украина может отказаться (досрочно погасить облигации – Авт.)", — добавил эксперт.

По мнению Охрименко, будет долгая дискуссия, потому что, с одной стороны, риск возрос. 

"Политики могут пугать этим долгом, но законы выпуска разрешают Украине не отдавать досрочно этот кредит. Но кроме этих 3 миллиардов Украине в 2015 году нужно погасить почти 13 миллиардов долларов госдолга", — напомнил экономист. 

По его словам, в эту сумму входят кредиты МВФ, еврооблигации, долги перед Мировым банком и ЕБРР.

"Эти три миллиарда погоду уже не делают или привести к дефолту не могут. Но где взять 13 миллиардов — это вопрос, их и так не знают, как отдать", — добавил Охрименко.

Руководитель портала ua-bаnker Андрей Лупоносов отметил, что Россия хочет забрать свои деньги до объявления Украиной дефолта, поэтому министр финансов РФ Антон Силуанов заявил  о возможности досрочного погашения Украиной еврооблигаций.

"Речь пока не идет о том, что кредит надо вернуть. Но Украина взяла на себя определенные обязательства, когда получала этот кредит. Планировалось предоставление 15 миллиардов долларов, но, учитывая недальновидную политику нынешних властей, нельзя говорить о помощи России какими-то деньгами. Увы, этот источник будет для нас закрыт, пока в нашем правительстве не пройдет полная смена "пажеского караула", — заявил эксперт.

Лупоносов при этом отметил, что 3 миллиарда долларов, предоставленных в рамках этой помощи, хватит на строительство керченской переправы и новых электростанций в Крыму. Поэтому, Россия не готова простить Украине эту сумму.

"Большой вопрос, на что эти деньги пошли в Украине, но отдавать их действительно надо. На сегодняшний день госдолг превысил 60% ВВП, а это означает, что Украина с большой долей вероятности может объявить дефолт, а, по аналогии с неплатежеспособным банком, это означает, что никто своих денег не вернет", — добавил эксперт. 

Поэтому, считает Лупоносов, власти России высказали позицию: "Видя неминуемость дефолта страны Украина они не хотят, как украинские вкладчики банков, остаться у разбитого корыта, и поэтому заявили намерение забрать свои деньги в числе первых. Вот такая ситуация". 

Самое читаемое
    Темы дня