наверх
21.09.202023:04
Курсы валют НБУ
  • USD28.17+ 0.06
  • EUR33.35+ 0.17

Краткая история дефолтов. Что больше подходит Украине

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )7450141
Дефолты в разных странах мира имеют схожие черты с ситуацией в Украине. Сможет ли наша страна выйти из глубокого кризиса или впишет свое имя в историю дефолтов?

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

В начале 90-х годов прошлого века в Аргентине случился масштабный кризис, который привел страну к государственному дефолту в конце 2001 года. Сейчас, обсуждая перспективы экономики Украины, многие эксперты вспоминают Аргентину все чаще. Повторит ли Украина "аргентинское танго" или на повестке дня сценарии дефолта других стран?

Под небом знойным Аргентины

Аргентинский экономический кризис разразился в стране в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Кульминацией кризиса стали беспорядки в декабре 2001 года, в ходе которых страну захлестнула волна мародерств. Тогда же Аргентина объявила о крупнейшем в истории дефолте на 132 миллиарда долларов США.

Началом кризиса, по мнению специалистов, стало уменьшение реального ВВП в 1999 году. Одной из причин краха называют монетаристские реформы Доминго Кавальо, в результате которых была приватизирована госсобственность и введена привязка национальной валюты к американскому доллару. Кроме того, в кризисе экономики Аргентины не в последнюю очередь винят МВФ. В 1990-х годах Аргентина стала погашать свои прежние долги за счет новых займов под более высокие проценты. Одновременно кредиты брались для покрытия бюджетного дефицита. За годы президентств Карлоса Менема и Фернандо де ла Руа государственный долг вырос до 132 миллиардов долларов, что в дальнейшем привело к значительным затратам по его обслуживанию. При этом в стране уже тогда фиксировался высокий уровень безработицы и огромная разница в доходах между бедными и богатыми. Помимо этого проводилась политика сокращения социальных выплат.

Незадолго до дефолта, МВФ отказался предоставлять Аргентине новые кредиты, и не захотел реструктурировать старые долги. Это привело к общественным беспорядкам.

Не в последнюю очередь губительная экономическая политика руководства страны была основана на положительной оценке руководства со стороны США и МВФ. Фонд долгое время настаивал на проведении жесткой бюджетной политики и выдавал Аргентине крупные займы для покрытия дефицита, но в конце 2001 года изменил свою позицию и прекратил кредитование. 

В свою очередь, жесткая привязка к дорогой валюте (доллару) сделала аргентинские товары неконкурентоспособными, и отрицательно повлияла на развитие промышленности. Центробанк Аргентины из-за привязки песо к доллару не мог влиять на ситуацию в финансовой системе.

Поводом для беспорядков в Аргентине стало введение жесткого ограничения на снятие наличных денег с банковских счетов — 250 долларов в неделю. Кроме того, правительство страны обратилось к средствам частных пенсионных фондов на условиях, которые были расценены как конфискация. Из-за выплат по кредитам остались невыплаченными 1,4 миллиона пенсий.

В ответ на беспорядки власти Аргентины ввели чрезвычайное положение, а президент страны Фернандо де ла Руа ушел в отставку, и уже и. о. президента Адольфо Родригес Саа объявил о государственном дефолте в 132 миллиарда долларов. В 2001 году соотношение внешнего государственного долга Аргентины к ВВП составляло 56,9% от ВВП, но из-за дефолта и падения ВВП к 2002 году этот показатель вырос до 153,2%. Лишь после этого он начал снижаться на 20-40% в год.

На этом злоключения аргентинской экономики не закончились. Меньше чем через год, в ноябре 2002, Аргентина не смогла погасить очередной кредит, что создало угрозу нового дефолта. В результате кризиса резко упал уровень ВВП, значительно снизилась покупательная способность населения, вырос уровень бедности. По данным Всемирного банка, количество населения за чертой бедности в Аргентине выросло с 28,9% в 2000 году до 35,4% в 2001 году и достигло пика 54,3% в 2002 году.

С целью смягчения последствий кризиса для населения правительство Аргентины ввело дифференцированный подход к возмещению вкладов, в результате чего банки понесли убытки в 6-10 миллиардов долларов. Правительство также отказалось от обязательств в ряде инфраструктурных проектов и при этом запретило повышать тарифы на коммунальные услуги. Контроль над ценами стал одним из важнейших пунктов антикризисной программы. Но для этого понадобилось громкое народное возмущение.

Преддефолтный гопак

Ранее премьер-министр Арсений Яценюк заверил, что Украине судьба Аргентины не грозит. Однако факты, скорее, говорят, об обратном. По результатам трех кварталов снижение ВВП составило 5,1%, что уже превышает прогнозный показатель правительства и НБУ на 2014 год. По итогам третьего квартала НБУ пересмотрел прогноз падения ВВП до 7,5%. Также были изменены прогнозные показатели инфляции, с 20 до 25% в 2014  году, и результаты ноября не подвели прогнозистов — инфляция по результатам месяца ускорилась до 21,8%.

На фоне негативных тенденций экономики международное рейтинговое агентство Fitch в августе понизило долгосрочный рейтинг Украины в гривне с "преддефолтного" (B-) до "дефолта в ближайшей перспективе" (CCC). С таким рейтингом стране может одалживать только МВФ, да и то к его решениям возникают вопросы. Другие рынки капитала для Украины закрыты.

Кроме того, в настоящее время дефицит государственных финансов Украины составляет около 11% или свыше 40 миллиардов гривен. Чтобы сбалансировать финансы, финансовый блок Кабмина намерен продолжать политику внешних заимствований, несмотря на то, что государственный долг Украины уже превысил допустимую отметку в 60% ВВП, и дальнейшее наращивание долгов может привести к неплатежеспособности государства. В связи с этим получить займы на внешних рынках капитала можно только под высокие проценты. Можно попробовать прожить без внешних заимствований, но этот путь — не для "профессионалов и технократов" правительства.

Поэтому Кабмин в очередной раз надеется на МВФ, и называет желаемую сумму займа — 15 миллиардов долларов. Для этого правительство готово порезать все социальные стандарты, чтобы угодить МВФ с выполнением рекомендаций фонда.

Тем не менее, есть несколько препятствий на пути к успешному сотрудничеству с международными финансовыми структурами, которые лучше всех знают, как спасать экономику Украины. Во-первых, нам пока не из чего возвращать ранее полученные займы. В 2015 году Украина должна будет выплатить по внешним обязательствам свыше 9 миллиардов долларов. Именно для безболезненного расчета с внешними кредиторами нам нужны 15 миллиардов. Ну, конечно же, часть из них пойдет, куда надо. Возможно — в золотовалютные резервы, которые на сегодня меньше 10 миллиардов, или же просто растворяться в "прозрачном" госбюджете государства.

Однако мало кто из финансистов одолжит денег заемщику на выплату предыдущих долгов. Если дают взаймы, чтобы отдать одолженное ранее, то это опасный сигнал — собственных средств у заемщика нет. Поэтому в долг в такой ситуации можно получить только под залог чего-то ценного — как в ломбарде. Если вывести ситуацию на макроуровень, то, скорее всего, МВФ не готов и далее поддерживать Украину крупными вливаниями. Конечно же, сразу стоит забыть о желаемых 15 миллиардах — их не дадут. Вряд ли МВФ даст Украине денег и на закупку газа и прочие траты: на это уже давали, в итоге — ни денег, ни газа. Скорее всего, Украина может получить транш на покрытие выплат самому фонду.

Правительство уже нацелилось, с подачи МВФ, на ограничение расходов по социальным стандартам для граждан. Украине светит отказ от бесплатного медобеспечения и образования, сокращение пенсий, повышение пенсионного возраста и замораживание зарплат. Возможно, гражданам добавят дополнительных налогов, так как с промышленности их получить невозможно ввиду ежемесячного снижения объемов производства и сокращения экспорта. Доходы граждан, а, следовательно, покупательная способность, будут сокращаться еще и благодаря резкому повышению коммунальных тарифов, росту инфляции и цен на импортные товары.

Суммы наличных по депозитам ограничили еще в сентябре, однако вкладчики пока стоически молчат, глядя как ежедневно обесценивается гривна и вклады в ней. Нам не привыкать терять сбережения — еще со времен краха Сбербанка СССР известно, что люди все стерпят, главное — правильно объяснить, почему их деньги больше ничего не стоят. Желательно вспомнить о евроинтеграции и демократических стандартах. Все эти части мозаичной картины складываются в ответ: дефолту быть. Вопрос в том, когда и по какому сценарию.

Дефолт на выбор

В ответ на формирование украинского Кабмина миссия МВФ сообщила о завершении работы в Украине и убыла на рождественские каникулы. Возвращение миссии в Киев для обсуждения программы stand-by "ожидается уже в начале 2015 года", сообщил первый замдиректора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон. Однако начало следующего года — столь растяжимое понятие, что даже трудно предположить, когда это может произойти, — в январе, феврале, марте? От решения МВФ по дальнейшему кредитованию экономики Украины зависит платежеспособность государства.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что аргентинский сценарий дефолта не соответствует экономическим реалиям Украины. "Модели экономики Аргентины и Украины отличаются. В Аргентине было несколько дефолтов, но там есть группы населения, которые в принципе не интересуются экономическим положением, в том числе и дефолтом. У нас так не получается", — отметил экономист.

"По ряду обстоятельств мы ближе к турецкому сценарию дефолта. У них была очень высокая долларизация, при том, что было запрещено использовать валюту при расчетах. Как у нас теперь. В Турции дефолт привел к деноминации турецкой лиры. Но Турция прошла дефолт и выровнялась, экономика начала работать нормально", — отметил Охрименко.

В Турции в 2001 году обвалилась турецкая лира, и в кризисный период уровень девальвации составил 40% за один день. Турецкое правительство отказалось поддерживать стабильность денежной единицы, а иностранные инвесторы массово вывели капитал из страны.

Главный финансовый аналитик РА "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран говорит о необходимости проведения процедуры государственного дефолта.

"Я бы рекомендовал провести дефолт. То, что делает сейчас государство — забирает остатки ликвидности с рынка и не дает корпоративным заемщикам проводить займы — это очень плохо", — сказал он.

По его словам, в Украине государство не такой большой объем занимает в экономике, как, например, в России, и ограничения на рынках капиталов для корпоративных заемщиков в связи с общей ситуацией в экономике государства не позволяет бизнесу работать на ее восстановление. Как вариант, можно говорить о списании долгов, но не по корпоративным облигациям, а, например, по государственным займам.

"Это тоже дефолт, реструктуризация, но это мягкий сценарий по которому страна может пойти и не потерять доверия заемщиков. Так же сделала Греция: реструктуризация займов состоялась, и рынок греческих облигаций живет нормально. Греция осталась непотерянной для рынка как заемщик",- отметил Шапран.

При этом, по его словам, такой сценарий дефолта нужно разрабатывать уже сейчас. "В моем понимании, государство должно рассчитываться только по бумагам, которые принадлежат частным заемщикам, чтобы не потерять возможность дальше занимать деньги. С кредиторами типа МВФ, Евросоюза, РФ мы должны договариваться о списании этих кредитов или реструктуризации", — уверен эксперт.

Он считает, что украинские власти не допустят дефолта в связи с неплатежеспособностью, так как сейчас настроены полностью выполнять свои внешние обязательства. 

Самое читаемое
    Темы дня