Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск
Что послужило причиной закрытия аэропортов в трех крупных городах Украины, до сих пор неясно. Корреспондент РИА Новости Украина в Днепропетровске пытался разобраться.
Операция "Антитеррор"
По официальной версии, закрытие"воздушных ворот" было связано с террористической угрозой.
Как рассказал источник РИА Новости Украина в днепропетровском аэропорту, поздно вечером 13 декабря сюда поступил НОТАМ (NOtice To AirMen, оперативно распространяемая информация об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации), в котором говорилось о закрытии полетов на два дня, до 15 декабря.
"Согласно НОТАМ для аэропорта " Днепропетровск", цель закрытия воздушного пространства — соображения безопасности (угроза террористического акта)", — сказал источник.
Позднее руководство силовых ведомств путанно, но все-таки подтвердило версию о возможности терактов со стороны сторонников "ДНР" и "ЛНР" в аэропортах Днепропетровска и Харькова. Позже в СНБО озвучили еще одну версию: спецслужбы проводят в аэропортах антитеррористические операции.
При этом работники "воздушной гавани" не заметили какой-либо активности спецподразделений в закрытой зоне днепропетровского аэропорта.
Не удалось выяснить, что же на самом деле происходит за высоким забором аэропорта в Днепропетровске и народному депутату Украины Борису Филатову, который до избрания в Верховную Раду занимал должность заместителя днепропетровского губернатора.
Интересно, что закрытие "воздушных ворот" ракетно-космической столицы Украины совпало с решением американских конгрессменов оказывать Украине военную помощь. В соцсетях стали появляться сообщения о якобы прибывших в Днепропетровск НАТОвских бортах. Впрочем, Филатов эту информацию сразу же опроверг.
"Может, в Запорожье они и садились (что тоже — большой вопрос), но в Днепропетровске самолеты из Европы, начиная с 13 декабря, не садились", — отметил он.
Слухами земля полнится
Политолог Андрей Золотарев считает, что ситуация вокруг закрытия аэропортов — это классический случай, когда двусмысленность и недосказанность порождают слухи и домыслы.
"Если существовала даже минимальная возможность террористической атаки — то меры оправданы, и тут спора нет. Это версия официальная. Неофициальная — это слухи о "воздушном мосте" и поставках вооружения из стран НАТО. Здесь уместен вопрос, зачем ставить на уши полстраны, если есть военные аэродромы, способные принять "Геркулес" или "Гэлакси"? Тот же Миргород (Полтавская область), например. И версия третья, за которой могут стоять олигархические разборки. Тем более, все прекрасно знают фамилию человека, у которого, по факту, ключи от украинского неба. Возможно, их у него скоро захотят отнять…", — сказал Золотарев.
Фамилия этого человека действительно очень хорошо всем известна. Речь идет о совладельце группы "Приват", главе Днепропетровской обладминистрации Игоре Коломойском.
Программа развития украинской авиации, как считают эксперты, разработана в пользу монополиста — авиакомпаний, входящих в группу Коломойского.
Согласно документу, авиакомпании, которые хотят летать из украинских аэропортов за рубеж, в качестве "нагрузки" получают еще несколько внутренних рейсов.
Но иностранным компаниям-"лоукостерам" невыгодно обслуживать внутренние авиаперевозки. А вот компании Коломойского, в частности, "Днепроавиа" специализируется, как раз на внутреннем рынке. И пускать конкурентов в Днепропетровск губернатор-миллиардер не хочет.
Несколько лет назад тогдашний вице-премьер Александр Вилкул вел переговоры с бюджетными авиакомпаниями, в частности, с венгерской Wizz Air о том, чтобы они летали в Европу из международного аэропорта "Днепропетровск".
Сделка совалась – не в последнюю очередь из-за забастовки работников "Днепроавиа".
Принуждение к банкротству
В 2013 году обанкротился крупнейший авиаперевозчик Украины – компания "Аэросвит", которая контролировалась группой "Приват". Тогда поговаривали, что Коломойский таким образом спасался от притязаний на авиакомпанию со стороны сына тогдашнего президента Виктора Януковича - Александра.
В том же году обанкротилась еще одна авиакомпания – "Донбассаэро", которую также связывали с Коломойским.
При этом миллиардер получил контроль над крупнейшим авиаперевозчиком страны – компанией "Международные авиалинии Украины" (МАУ).
Сейчас ситуация во многом повторяется. В конце ноября Wizz Air заявила, что может закрыть свою "дочку" "Визз Эйр Украина" из-за новых правил допуска авиакомпаний на маршруты. В Wizz Air отметили, что новые правила защищают интересы одного перевозчика. И этот перевозчик – МАУ.
А "Днепроавиа" пригрозила, что может объявить о своем банкротстве, если аэропорт Днепропетровска не возобновит свою работу.
"Единственная авиакомпания в Украине, которая осуществляет межрегиональные пассажирские перевозки по Украине, еще до Нового года вынуждена будет объявить банкротство. Без работы останутся 400 сотрудников со средней зарплатой в 15 тысяч гривен", — сказано в сообщении пресс-службы "Днепроавиа", которое было распространено на днях.
Однако аэропорт открылся, и проблема, вроде бы, разрешилась сама собой. Хотя, что же на самом деле происходило в нем все эти дни, так до конца и не ясно.