наверх
25.04.202411:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Госдолг Украины: новые займы под вопросом, а существующие будут отдавать внуки

Кризис в экономике Украины (358)

(обновлено: )149741
Скоро украинцам придется платить за то, что "съедено", считает Марат Пригожин.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Правительство Арсения Яценюка с начала своей деятельности делало ставку на активное привлечение денежных средств в экономику Украины. В большинстве своем это были заемные средства, одолженные у международных финансовых организаций, иностранных правительств и банков. Займы использовались не на структурные реформы экономики, а на покрытие дефицита бюджета, то есть проедались. Пройдет немного времени, и придется платить за то, что "съедено".

По данным Госказначейства, за 11 месяцев текущего года бюджет получил 233,3 миллиарда гривен от внешних заимствований. Из них 152,4 миллиарда заняты на внутреннем рынке, 80,8 миллиарда — на внешнем. За этот же период выплаты на погашение внутреннего и внешнего госдолга составили 83,3 миллиарда гривен, а за обслуживание — 38,58 миллиарда гривен. Деньги от займов вливаются в бюджет "на время", а отдавать их придется будущим налогоплательщикам из будущих доходов. В нынешнем году, в отличие от предыдущих, правительство занимало в основном для покрытия дефицита бюджета, то есть для плановых расходов. И отказываться от этой практики пока никто не собирается. Ее могут прекратить только кредиторы, отказав Украине в будущих займах.

Долги заплатят нерожденные

Зачем государство берет деньги в долг? Как правило, чтобы спасти экономику, которая остро нуждается в помощи, или же на развитие той же экономики. Для этого выпускаются ценные бумаги для внутреннего и внешнего рынков, а так же берутся кредиты у международных финансовых организаций. В последние пять лет пик внешних займов пришелся на 2011 год, когда правительство и бизнес готовились к проведению финала Евро-2012. Тогда общий государственный долг увеличился на 36,8%, но к проведению футбольного чемпионата были построены ряд крупных спортивных объектов, модернизированы аэропорты Львова и Донецка, а также приведена в порядок инфраструктура государства. Футбольное первенство прошло, снизились темпы развития экономики, но почти всеми объектами мы пользуемся до сих пор, за исключением аэропорта Донецка, который за время АТО практически уничтожен.

Зачем в этом году Кабмин делал заимствования? Кроме демонстрации единства правительства с мировым демократическим сообществом, эти займы не принесли никакой практической пользы. В основном все средства, полученные от иностранных доноров, пошли на пополнение дефицита государственного бюджета. В рамках программы сотрудничества Украина уже получила больше 4,5 миллиарда долларов, из них большая часть средств поступила в золотовалютные резервы (ЗВР) страны, чтобы "сгореть" в период "стабильной" гривны на отметке 13 за доллар. По слова главы НБУ Валерии Гонтаревой, чуть больше 3 миллиардов долларов потратил регулятор на интервенции в сентябре — октябре, чтобы в ноябре искать свободный, но "равновесный" курс национальной валюты в пределах 15-16 гривен за доллар.

Теперь все ждут объединенный третий и четвертый транши. То ли, чтобы пополнить истощившиеся ЗВР (там, по словам Гонтаревой сейчас 12,5 миллиарда долларов, и это — предельно мало), то ли — заплатить по предоплате за российский газ.

С чем стартовал финблок "правительства камикадзе" в марте этого года? В бюджете была "дыра" в 35 миллиардов гривен. Половину дефицита составили налоги, выплаченные бизнесом наперед, а вторую часть — завышенные социальные расходы. Для уменьшения расходов бюджета были "порезаны" социальные программы: сокращены выплаты социально необеспеченным слоям граждан, ликвидированы пособия по уходу за ребенком до трех лет, срезаны суммы выплат на рождение второго и третьего ребенка, отменено бесплатное питание школьников. Попутно бюджетникам и госслужащим урезали все надбавки, и отказались от финансирования госпрограмм по развитию ряда секторов экономики. Кроме этого, были введены новые и пересмотрены старые ставки налогов и акцизов.

К чему это привело? Министр финансов Украины Александр Шлапак говорит, что дефицит бюджета на конец года составит 14% или свыше 40 миллиардов гривен. А с источниками покрытия дефицита и вовсе туго: за десять месяцев этого года общий фонд бюджета получил 95,1% от запланированной суммы, а недопоступления составили 14,9 миллиарда гривен, и не обеспечили их фискальные органы.

Кроме того, украинская власть готова сократить экспорт в Россию до 10% от нынешнего, заявил и.о. министра экономразвития Валерий Пятницкий. В денежном выражении это составляет от 5 до 10 миллиардов долларов ежегодно. Это не только потери бюджета, но и разорение собственных граждан и предприятий, которые получают "неправильные" деньги от продажи товаров в соседнее государство. Помимо экономической "войны" против своего производителя правительство ведет и настоящую войну на Донбассе. Если оставить моральную и этическую составляющую за кадром, то для экономики война — не лучший режим функционирования. Дефицит госбюджета говорит о том, что 12% ВВП, которые давала Донецкая область, а также обязательные платежи и т.д. теперь не участвуют в экономическом обороте. А неестественная убыль взрослого населения сокращает базу налогоплательщиков, которые в том числе пополняют и Пенсионный фонд. Меньше поступлений туда — больше "головной боли", чем платить нынешний пенсионерам. Ведь "отключение" пенсий Донбасса не решит проблему наполнения ПФУ.

Зачем столько цифр? Необходим ответ на один вопрос из будущего — кто и из каких средств будет погашать долги, сделанные нынешними руководителями страны? В настоящее время госдолг Украины превысил 60% ВВП и составляет 74,2 миллиарда долларов, из которых 41,7 миллиарда долларов Украина должна международным организациям и иностранным кредиторам. Чем будем отдавать?

Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера, считает, что дефицит государственных финансов превысит 10% ВВП. Скорее всего, будет находиться у отметки 12% — это катастрофическая отметка.

"Украинское правительство пыталось занимать деньги, чтобы обеспечить работу системы государственных финансов. Занимали, сколько было возможно — крупные суммы у МВФ под гарантии Минфина США. К сожалению, эта политика перекрывает текущие потребности, но не дает возможности для будущего развития. Деньги в долг можно брать, если есть перспективы роста экономики, а чтобы они были, предпосылки нужно закладывать сейчас", — говорит экономист.

Такими предпосылками могут быть реформы. Но политической воли и консенсуса не было. "В результате ситуация на международных финансовых рынках меняется не в пользу Украины. "Повышаются страховки на риск на работу в Украине, наши долговые расписки продаются с колоссальным дисконтом", - отмечает Устенко.

По его мнению, это отражает ситуацию в экономике Украины. "С одной стороны, облегченные золотовалютные резервы, которые с трудом перекрывают двухмесячный импорт. С другой — колоссальная потребность в капитале на следующий год. До конца этого года по внешним долгам Украина должна выплатить порядка одного миллиарда долларов, а в следующем году — 9,2 миллиарда долларов", — напоминает эксперт.

По его словам, если не будет реформ, Украина столкнется с ситуацией, когда ей уже не будут одалживать.

Устенко считает, что есть несколько источников для платежей по внешним долгам в нынешнем году. Могут быть выплаты из наличия ЗВР, возможно — за счет получения 750 миллионов евро макрофинансовой помощи от ЕС. Также можно попытаться получить деньги от МВФ. Третий сценарий, по мнению Устенко, маловероятный.

Получение помощи от Евросоюза также может иметь существенные "но". "Европа уже сказала: сначала реформы, потом деньги". Самый вероятный сценарий — выплата (платежей по внешнему долгу) из золотовалютных резервов", — считает Устенко.

"Процесс бездумного накопления госдолга нужно заканчивать", — считает проектный менеджер "Лиги финансового развития" Андрей Блинов. — Они не идут на проектные реформы. В этом плане ряд проектов "Евро-2012" в значительной мере способствовали толчку к развитию страны. Если не считать Донбасс, то построенной инфраструктурой будут пользоваться не один год".

Деньги МВФ сейчас выделяются на латание бюджетных дыр. "Украинскому правительству удалось убедить МВФ направить больше половины денег в рамках двух траншей на его нужды, прямо в бюджет. В принципе, МВФ очень не любит такую деятельность в рамках stand-by, как правило, средства на поддержку макростабильности идут на пополнение ЗВР, чтобы обеспечивать импорт, расчеты по внешнему долгу и т.д. Но, учитывая некую экстраординарную ситуацию в Украине, МВФ принял решение о направлении 60% траншей на поддержку бюджета. Но в условиях дефицита бюджета эти деньги уходят очень быстро", — говорит Блинов.

По его словам, МВФ согласился на эмиссию гривны под свою помощь. Это — около 150 миллиардов гривен на 2014 год. По его словам, сумма эмиссии составляла эквивалент 17 миллиардов долларов, то есть всей программе сотрудничества Украины с фондом.

"Мы не получили всей суммы в этом году. Если сложить все поступления от внешних займов, это составит около 8 миллиардов долларов, то есть меньше трех четвертей обещанных кредитов", — отмечает эксперт.

"Одна из проблем — где-то 4 миллиарда долларов по внешнему кредитованию обещанному, но еще не поступившему. Это является одной из причин девальвации и других экономических проблем", — говорит экономист.

По мнению Блинова, в проекте коалиционного соглашения, которые подготовили будущие подписанты, не хватает двух важных пунктов. "Во-первых, не говорится о сбалансировании бюджета страны в широком смысле этого слова. Второе — о создании рабочих мест. Если мы сбалансируем бюджет, мы прекращаем постоянно занимать, а создание новых рабочих мест устранит социальную напряженность в обществе, так как люди, лишенные работы, склонны к недовольству своей жизнью, что выливается в протесты против власти, какой бы она в данный момент ни была", — отмечает он.

Блинов также напоминает, что по оценкам МВФ, совокупный дефицит госфинансов вместе с дефицитом "Нафтогаза" и Пенсионного фонда в этом году превысит 10% ВВП. "Это огромная сумма, она ведет к необходимости поиска источников заимствования, и они, как правило, внешние. Ежегодно нам нужно находить дополнительную сумму порядка 10-12 миллиардов долларов, и понятно, что украинская экономика, где ВВП составляет около 100 миллиардов, скоро придет к ситуации Японии или Греции", — прогнозирует эксперт.

Северный ветер

Помимо долга перед МВФ и прочими международными финансовыми организациями Украина должна крупную сумму одному кредитору — России. В конце 2013 года президент РФ Владимир Путин говорил, что задолженность украинских предприятий перед Россией составляет 30 миллиардов долларов.

Долги украинских предприятий входят в структуру корпоративного долга Украины, полученного под гарантии государства. Если долг связан с поставками газа, значит на арене появляется НАК "Нафтогаз Украины", и вопросы, связанные с бывшими украинскими активами в Крыму.

"Мнение, что Россия может "выкатить" сейчас большую сумму долгов к погашению, — это иллюзия. Украина по этим долгам может не рассчитываться, мотивируя тем, что у России перед Киевом возникло больше обязательств", — говорит Андрей Блинов.

Эксперт отмечает, что в вопросе корпоративного долга перед российскими кредиторами обязательно будут подняты потеря Крыма и государственных активов на полуострове: "Я бы не говорил, что только Украина должна России, и точка. Безусловно, Украина и Россия будут друг друга держать на постоянном "крючке". Я бы сказал, что это — "улица с двусторонним движением".

"Если говорить о корпоративных долгах, мне кажется, что они будут выводиться на отношения по долгам за имущество… Думаю, что Украина будет рано или поздно учитывать свою версию потери имущества, в частности, в Крыму — это большие суммы. Это встречные иски, которые Украина будет подавать, если Россия потребует погашения задолженности. Думаю, они будут погашаться из "общей бочки" политических долгов России перед Украиной, в первую очередь, за аннексию Крыма", — считает эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня