наверх
28.03.202410:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Донецкий аэропорт: захватить нельзя, сдать невозможно

"Режим тишины" на Донбассе. (413)

(обновлено: )189351313
Аэропорт "Донецк"впервые попал в военные сводки лишь 26 мая, когда Государственной авиационной службой его работа была приостановлена, но с тех пор уже почти пять месяцев объект не покидает первые полосы и топы СМИ из-за активных боевых столкновений.

Диана Михайлова

Международный аэропорт "Донецк" имени Сергея Прокофьева впервые попал в военные сводки лишь 26 мая текущего года, когда Государственной авиационной службой его работа была приостановлена, но с тех пор уже почти пять месяцев объект не покидает первые полосы и топы СМИ из-за активных обстрелов и непосредственных боевых столкновений.

Оперативные замыслы командования антитеррористической операции в значительной степени опирались на использование аэропортов юго-востока Украины. Это объяснялось тем, что современные аэропорты представляют собой сложнейшее инженерное сооружение, занимающее площадь  в несколько сот гектаров, "нашпигованное" наземными и подземными коммуникациями, системами водо-, энергоснабжения, кондиционирования, канализации, транспортными развязками, узлами связи и слежения.

Кроме того, они расположены, как правило, вблизи крупных областных или районных центров, на которые замыкаются шоссейные и железнодорожные транспортные развязки, не говоря о возможности воздушных сообщений. По сути, это естественные крепости с множеством локальных оборонительных позиций, расположенные в предполье столиц двух самопровозглашенных республик Донбасса, позволяющие держать оборону незначительными силами.

Именно поэтому установление контроля над Краматорским, Луганским и Донецким аэропортами, создание на их базе укрепленных районов с последующей концентрацией там сил и средств, стало предпосылкой мощнейших наступательных операций, предпринятых Вооруженными силами Украины летом этого года.

На этом фоне Донецкий аэропорт выделялся особенно: его реконструкция и строительство нового семиэтажного терминала с четырьмя подземными ярусами, проект которого был разработан специалистами из Хорватии, обошелся в 3,226 млрд. грн. (248,5 млн. долл.). Это неприступная крепость.

Достаточно сказать, что командно-диспетчерская вышка управления воздушным движением (КДП) по технической документации должна была выдерживать попадание самолета, а бетонная взлетно-посадочная полоса позволяла принимать даже сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 "Мрия"!

Читайте также: Донецк сегодня: стрельба в районе аэропорта и перебои со светом

26 мая украинские силовики нанесли удар по батальону "Восток" и добровольцам "Донецкой народной республики", которые по договоренности с кировоградским спецназом начали занимать новый терминал аэропорта. В ходе многочасового боя с применением артиллерии и авиации (были задействованы два штурмовика Су-25, два МиГ-29 и 4 вертолета Ми-24), была произведена высадка десанта и снайперов частных военных компаний. В результате силы повстанцев понесли значительные потери (погибли свыше 50 ополченцев, в том числе 33 из России) и оставили территорию аэропорта, в самом Донецке также погибли мирные граждане, а несколько ракет попали в здание завода "Точмаш".

После этого аэропорт стал непрерывно укрепляться: на него завозились боеприпасы, бронетанковая техника и артиллерия,  запасы продовольствия и снаряжения, по всему многокилометровому периметру и внутри территории строились блиндажи, защитные сооружения и рылись окопы, к городу стягивались ракетные установки "Точка-У", "Смерч",  "Ураган" и "Град". Вокруг него осуществлялось постоянное наращивание кадровых и добровольческих частей и подготовка к наступлению.

5 июля 2014 года, после сдачи Славянска, группировка Игоря Стрелкова отступила к Донецку, после чего он стал военным комендантом города и приступил к организации его обороны. Вооруженные Силы Украины продолжили стягивать к городу авиацию и артиллерию и уже с 12 июля приступили к его штурму с использованием танков,  подвергнув артобстрелу Петровский район Донецка и пригород Марьинка, в результате чего были разрушены десятки жилых домов. Имелись человеческие жертвы среди мирного населения и началась массовая эвакуация. Тогда же представители организации "Human Rights Watch" впервые заявили, что "Применение неизбирательного оружия по населенным районам – это нарушение международного гуманитарного права, или законов и обычаев войны, и может составлять военное преступление".

В ночь на 23 июля украинские военные осуществили прорыв в районе населенного пункта Нетайлово и деблокировали Донецкий аэропорт, ранее взятый в осаду силами "ДНР", выйдя на северо-западные окраины Донецка.

11 августа командир батальона "Азов" Андрей Билецкий пояснил, что "взятие города — крайне непростое, болезненное дело. Ни к каким датам, таким как День Независимости, нельзя подгадывать. Это потребует как минимум несколько недель боев…". На протяжении августа-сентября продолжились тяжелейшие бои, в ходе которых ополчение "ДНР" не только смогло отбить атаку на город, но и перейти в контрнаступление, вновь осадив территорию аэропорта. Чего это стоило, говорит только одна цифра: за 20 августа по информации из медучреждений Донецка только по городу было собрано 60 трупов мирных граждан. С тех пор вокруг аэропорта не прекращаются ожесточенные бои.

На сегодняшний день — это фактически полностью разрушенные терминалы, куча сгоревшей техники и сине-желтые национальные флаги, развешанные на всех высоких точках, контролируемых ВСУ. Новый терминал практически полностью разрушен танковым огнем сил ополчения. Силы Нацгвардии захватили и полностью разрушили Свято-Иверский женский монастырь, который находится возле аэропорта, и поэтому является важной позицией для ведения огня.

Игорь Стрелков так объяснил, почему до сих пор не взяли Донецкий аэропорт: "они сидят не в аэровокзале — там у них передовая, а в части ПВО в противоатомных убежищах. Наступать украинская армия не любит, но в обороне она хороша. Это ж русские…".

Второй месяц держит непосредственную оборону донецкого аэропорта 3-й отдельный полк специального назначения (войсковая часть А0680, г. Кировоград, командир Валентин Пикулин). Именно эта часть 26 мая участвовала в захвате аэропорта. Кроме того, там же дислоцированы подразделения 93-й отдельной механизированной бригады, командир которой полковник Олег Микац не только непосредственно руководит обороной Донецкого аэропорта, но и баллотируется на выборах в парламент. В уничтоженном 29 сентября на ВПП бронетранспортере погибло семеро бойцов тактической группы (батальона) из 79-й отдельной аэромобильной бригады, которой была усилена оборона аэропорта после контратаки на его территорию. В этот период на взлетно-посадочной полосе аэродрома произошли танковые дуэли.

Читайте также: Бои за аэропорт Донецка продолжаются, слышны взрывы возле вокзала – спецкор

25 сентября заместитель Министра обороны "ДНР" по разведке генерал-майор Сергей Петровский (позывной "Плохой солдат") сообщил о последнем успешном прорыве в аэропорт Донецка 250 десантников 25-й бригады и около 600 боевиков одного из батальонов Национальной гвардии: "Я только оттуда. В аэропорт прорвалось 250 десантников 25 бригады и около 600 боевых воинов Ляшка, без техники".

28-29 сентября в рядах атакующих подразделений ВСН прошла ротация. Место частей "Плохого солдата" заняли  штурмовые подразделения бригады "Оплот": "Моих людей наконец-то заменили пехотными подразделениями "Гиви" и "Бони". Теперь пусть они похулиганят, а спецназу пора готовиться к выполнению новых интересных задач".

При поддержке артиллерии силы ополченцев зашли на территорию аэропорта и атаковали с трех направлений: от Киевского проспекта (самого города), населенного пункта Спартак и Киевского района из-за терриконов, частично заняв ряд административно-хозяйственных построек. Батальон под командованием командира с позывным "Гиви", ранее освобождавшего Иловайск от украинских силовиков, поддерживался на противоположном фланге подразделениями под командованием командира с позывным "Абхаз", также неоднократно предлагавшими обороняющимся выйти из окружения по предоставленному коридору. В ходе боев ополчение активно применяло танки, тяжелую артиллерию, РСЗО различных систем, 100-мм дивизионные орудия МТ-12 "Рапира" и 152-мм корпусные орудия "Гиацинт".

Карта осады аэропорта Донецка

Представители ополчения предпринимали неоднократные попытки договориться с украинскими военными о прекращении огня и сдаче, некоторые из них закончились трагически. Так, 29 сентября в 14:44 подразделения ВСУ расстреляли автомобиль парламентеров ВСН с белым флагом в районе аэропорта Донецк. Офицер штаба, командир батальона Вооруженных сил Новороссии с позывным "Боня" была ранена, а водитель убит. По ее словам часть сил готова была капитулировать, но "если бы там была просто украинские армия это одно, а там были наемники, они не собирались сдаваться. Там достаточно людей не менее 300-400". Впоследствии на территории аэропорта были найдены тела убитых выстрелом в затылок мужчин с характерной для украинской армии прической, которые, по-видимому, собирались дезертировать, успели переодеться в гражданскую одежду, но были пойманы и тут же расстреляны в назидание другим.

За одни только сутки 29 сентября в Донецком аэропорту погибло 11 бойцов ополчения, 23 получили ранения различной степени тяжести, уничтожив более 50 украинских военных и выведя из строя не менее 13 единиц различной бронетехники.

Читайте также: В Украине закончилась АТО – победителя узнаем позже

Активные боевые действия на восточных и северных границах Донецка также привели к рекордному ущербу для города. Так, 29 сентября отключено от газоснабжения более 50 улиц, без энергоснабжения оказались порядка 400 трансформаторных подстанций в Киевском, Ворошиловском и Куйбышевском районах, была прекращена работа Северного и Центрального водопроводных узлов и полностью остановлена работа городского электротранспорта.

1 октября в Донецке начало учебного года, поэтому пока окруженные в аэропорту войска не сложат оружие, ни о каких занятиях речи идти не может. Однако в ходе проведения Дня знаний в "ДНР" была обстреляна территория 53-й школы, при этом погибли 4 человека из числа случайных прохожих.

Читайте также: Оружие АТО на продажу: меняю автомат Калашникова на бутылку водки

Из теории и практики военного искусства известно, что атакующие несут большие (ударение на "о") потери, чем обороняющиеся. Вместе с тем, даже самая крепкая оборона, лишенная поддержки извне не сможет долго устоять. Надежда на подкрепление исчезла после того, как очередные попытки перебросить в аэропорт дополнительные резервы с бронетехникой были пресечены артиллерийским огнем ополчения.

30 сентября премьер-министр "Донецкой народной республики" Александр Захарченко заявил, что "для того чтобы зачистить аэропорт, по большому счету, нам нужно 20 часов, но тогда это будет нарушение мирных договоренностей".

"Мы не открываем огонь первыми. И даже когда нас в 6:30 утра обстреляли, мы не ответили огнем, а начали отвечать только в 9:00 утра, когда силовики стали обстреливать Донецк", — рассказал Захарченко.

Тем же вечером спикер Информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко заявил, что «находящийся в черте города Донецкий аэропорт — стратегически выгодная площадка для того, чтобы сконцентрировать там силы. У нас хватит сил удержать эту позицию и сделать гораздо больше». Таким образом, все разговоры об отводе войск и демилитаризации зоны ничего не стоят.

Читайте также: "Народная люстрация" конструктивна и говорит о высоком уровне развития общества

В этой связи опять-таки невозможно удержаться от исторических параллелей. В конце апреля 1945 года весь Берлин был обклеен листовками с подписью рейхсминистра пропаганды доктора Йозефа Геббельса, которые гласили: "Все возможно в этой войне, кроме нашей капитуляции"…

Самое читаемое
    Темы дня