наверх
18.04.202420:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Особый статус" Донбасса как пилотный проект для всей Украины

Споры вокруг закона о статусе Донбасса (112)

(обновлено: )157152
Принятый парламентом закон об особом статусе для некоторых районов Донбасса критикуют, хотя и с разных позиций, как представители радикальной "партии войны" в Киеве, так и сторонники ополченцев. Политологи разобрали закон "по косточкам".

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Принятый парламентом закон об особом статусе для некоторых районов Донбасса критикуют, хотя и с разных позиций, как представители радикальной "партии войны" в Киеве, так и сторонники ополченцев. Сами же руководители мятежных республик Донбасса оценивают документ сдержано, но, в целом, позитивно, говоря, что это "путь к диалогу". Однако предоставление особого статуса некоторым районам двух областей может иметь гораздо более серьезные последствия для всей Украины, чем это сейчас многим кажется. Об этом говорили участники очередного заседания клуба политологов в редакции РИА Новости Украина.

Верховная Рада Украины 16 сентября приняла закон об особых полномочиях местных властей в ряде районов Донбасса, перечень которых определят украинские спецслужбы. Местные власти, которые планируется переизбрать 7 декабря, будут несменяемыми, смогут участвовать в назначении судей и прокуроров и создадут добровольную народную милицию. Гарантируется свобода использования любого языка и поощряется трансграничное сотрудничество с Россией.

Маски сброшены

Принятие законов по Донбассу (об особом статусе и об амнистии) обнажила реальные позиции разных групп украинского политикума, "партия мира" и "партия войны" расходятся в видении будущего страны. Об этом сказал директор аналитического центра "Экспертный совет" Искандер Хисамов.

"Тут (в законе об особом статусе – ред.) обозначен весь нерв нынешней борьбы, это война и мир, это отношение к иным территориям, отношение к местному самоуправлению. Там очень много смыслов, хотя сам документ, конечно, более чем рамочный", — сказал политолог.

Он напомнил, что президенту Петру Порошенко пришлось буквально "в ручном режиме" добиваться принятия законов на закрытом заседании Верховной Рады. Реакция оппозиции президенту уже видна: "партия войны" и "партия мира" обозначили свои позиции и сейчас они расходятся все дальше и дальше". 

Хисамов отметил, предложенный президентом план мирного строительства "вызвал негодование тех сил, которые ассоциируют себя с Майданом, с волей Майдана".
Сама процедура принятия закона может позволить в будущем добиваться его отмены. Или же – более мягкий вариант – оппоненты могут сделать все для того, чтобы закон на практике не работал. Тут показательно заявление премьера Арсения Яценюка о том, что правительство не будет тратить деньги на соцобеспечение жителей "особых" территорий Донбасса (эксперты сошлись на том, что премьер, ратуя за войну, выступает в не слишком-то удачном образе "мачо-ботаника").

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил важность принятия закона, который, по его словам, "переворачивает страницу украинской истории". Политолог подчеркнул, что сейчас наблюдается устойчивое желание всех, кто так или иначе связан с украинским кризисом (ЕС, РФ, США), придерживаться достигнутых договоренностей о перемирии.

"Это в интересах всех сторон, поэтому есть надежда на продолжение этого перемирия", — сказал Погребинский. А вот внутри Украины есть нюансы – некоторые силы (в том числе Юлия Тимошенко и ее окружение, партия "Свобода" и другие радикальные группы) будут выступать против перемирия даже вопреки "указаниям" из Европы и США.

Как делить будем?

С тезисом о возможном противодействии "партии войны" согласился директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. По его словам, сам закон прописан достаточно туманно и ставит больше вопросов, чем дает ответов. Непонятно, например, где проходят границы территорий, наделяемых особым статусом. Или они еще будут меняться? А некоторые положения просто дублируют действующее законодательство – в частности, это относится к трансграничному сотрудничеству и к вопросу об использовании русского языка.

"Одним из главных требований "ДНР" и "ЛНР" было повышение статуса русского языка, чтобы он был государственным или хотя бы официальным, но в законе никакого повышения статуса языка нет", — отметил эксперт.

По словам Денисова, не вполне ясно, что будет по истечении трех лет срока действия закона. В то же время, отметил он, вопреки опасениям, руководители "ДНР" и "ЛНР" восприняли закон сдержанно, но позитивно, считая, что это "путь к диалогу". Хотя диалог будет сложно наладить, если не прекратятся постоянные нарушения перемирия на Донбассе.

Михаил Погребинский отметил, что перестрелки продолжаются по той причине, что не удалось пока договориться о разведении войск – стороны пытаются изменить границы подконтрольных территорий в свою пользу. Но в целом, по его словам, можно говорить о торжестве политического реализма: принятие закона об особом статусе для Донбасса показало, что Киев в настоящий момент не считает возможным решение проблемы военным путем.

Еще один нюанс отметил директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. По его словам, если Петр Порошенко подпишет закон (если судить по реакции Запада, скорее всего, подпишет), то это будет признанием того факта, что Киев фактически бессилен на территориях, контролируемых "ДНР" и "ЛНР".

"Ползучая федерализация"

Если эксперимент с особым статусом для отдельных районов Донецкой и Луганской областей окажется успешным, это может иметь далеко идущие последствия для всей страны. Искандер Хисамов отметил, что уже сейчас в Западной Украине слышны заявления: "и нам такой уровень самоуправления нужен, почему им можно, а нам нет?".

По мнению политолога, может получиться так, что на Донбассе будет, при удачном стечении обстоятельств, создан пилотный проект для отработки эффективной системы местного самоуправления – ведь "все пункты, содержащиеся в "особом статусе" для этих районов, в общем-то, банальные и нормальные пункты для любой демократической страны".
Расширения своих прав в таком случае могут потребовать и другие регионы Украины. И, скорее всего, потребуют. В этом Михаил Погребинский даже усмотрел возможную реализацию "секретного плана Путина" (оговорившись – "если он есть").

"Если есть какой-то план, то он может быть таким: раз "террористам" можно получить нормальные европейские демократические права в местном самоуправлении, то почему галичанам или одесситам нельзя? Кто-то может сказать, что это ползучая федерализация", — охарактеризовал ситуацию политолог, добавив, что плохо только то, что завоевывать эти нормальные для цивилизованного мира права пришлось силой оружия – "и это плохой прецедент".

Самое читаемое
    Темы дня