наверх
29.03.202413:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Приватизация ГТС Украины: что решит "вашингтонский обком"

Украина и РФ: переговоры по газу (387)

(обновлено: )106151
Правительство Украины хочет передать иностранным инвесторам 49% газотранспортной системы страны. Эксперты на "площадке" РИА Новости Украина обсудили перспективы этого процесса.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Правительство Украины хочет передать иностранным инвесторам 49% газотранспортной системы страны. Эксперты на "площадке" РИА Новости Украина в среду обсудили перспективы этого процесса.

Кто сядет на украинскую трубу

Парламент 14 августа принял закон, разрешающий правительству создать оператора газотранспортной системы страны, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС. Документ предусматривает, что компания-оператор получит право на "управление и/или концессию или аренду" магистральных газопроводов и подземных хранилищ. Кроме того, закон разрешает правительству Украины создать отдельного оператора подземных хранилищ газа, в котором американские и европейские инвесторы также смогут получить до 49%. В документ была внесена норма об утверждении состава акционеров оператора ГТС непосредственно Верховной Радой.

Недавно в СМИ появилась информация, что акционерами украинской ГТС станут три иностранные компании, одна из которых — американская Chevron.

Кабинет министров Украины наверняка имеет определенные договоренности о приватизации газотранспортной системы (ГТС), считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

"Маловероятно, что нет договоренностей об участии в приватизации, иначе Кабмин так бы не торопился. Вспомните, что демарш Яценюка (премьер заявил об отставке, однако позже передумал) был связан с отказом Верховной Рады принять в первом чтении законопроект о реформе энергетической системы Украины путем разрешения приватизации ГТС и ПХГ", — сказал эксперт.

В то же время, "Газпрому" "мы этим законопроектом показали на дверь", отметил Марунич.

Относительно перспектив участия американской компании Chevron в приватизации ГТС Украины, эксперт считает, что это будет зависеть от политических мотивов.

"Если "вашингтонский обком" даст добро, то это может быть и Chevron", — сказал Марунич.

Европе не выгодно

В свою очередь директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что Евросоюз не заинтересован в инвестициях в украинскую ГТС без гарантий транзита российского газа "Газпромом" по территории Украины.

"В 2011 году Эттингер  (еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер) заявил, что Европа не заинтересована во вложении средств без гарантий со стороны российского "Газпрома". Не думаю, что позиция Европы поменялась", — отметил Землянский.

Эксперт также напомнил, что европейская компания Shell уже заявила, что не заинтересована участвовать в такого рода проектах.

"При всех рисках, внутристрановых и политических, решение, мягко говоря, несвоевременное (о приватизации ГТС)", — добавил Землянский.

Дмитрий Марунич отметил, что участие газодобывающих компаний в приватизации ГТС в настоящее время противоречит стратегии ведущих международных компаний.

"Они продают свои газотранспортные активы и концентрируются на основных видах деятельности, добывающих, потому что там рентабельность выше", — сказал он.

Вместе с тем, по его словам, ГТС Украины может быть интересна транзитным компаниям из ЕС, или, при определенных условиях, некоторым компаниям, которые не ведут нефтегазовый бизнес.

"Если будет четкая экономика, в ГТС могут инвестировать и субъекты, не связанные с транзитным бизнесом, например, Пенсионный фонд Украины. Там денег много, но там должна быть четкая экономика", — подчеркнул Марунич.

Директор  экономических программ Украинского института публичной политики Ильдар Газиззулин указал на то, что нынешний оператор трубы – НАК "Нафтогаз" — сейчас работает в убыток, так как население не платит рыночную цену за топливо.

"Пока будет непрозрачное ценообразование, коррупционные схемы, заниженные тарифы, думаю, это делает инвестиции в транзит крайне рискованными", — отметил эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня