наверх
20.04.202416:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Очередная финансовая карусель, или Кому киевляне заплатят за воду и тепло

Экономика Украины (535)

(обновлено: )688763
По мнению эксперта, переход на прямые договора на поставку горячей воды и тепла жителям Киева не отразится на качестве предоставляемых услуг, пишет Глеб Суровягин.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

"Киевэнерго" с сентября будет заключать прямые договоры на поставку горячей воды и тепла с киевлянами, чьи дома относятся к муниципальному жилищному фонду. Жители домов другой формы собственности — частных ЖЭКов и ОСМД — будут сами решать заключать ли им договоры с компанией напрямую.

До 1 июля 2014 года "Киевэнерго" поставляло услуги жителям столицы на основании норм действующего законодательства и опубликованного договора-присоединения, а также договорных отношений с жилищно-эксплуатационными организациями. В связи с переходом на прямые договора роль домоуправлений сузится до управления внутридомовыми сетями, стоимость которых включена в квартплату.

Письменные договора будут заключаться с жителями жилых домов в несколько этапов до конца 2015 года. Это связанно с тем, что на поквартирный учет в "Киевэнерго" должны перейти более 700 тыс. квартир.

Куда бежать заключать договор

Для того, чтобы заключить договор потребителям необходимо будет обратиться в центры обслуживания клиентов (ЦОП) "Киевэнерго", которые есть в каждом районе в столицы. Поскольку таких центров в Киеве всего 12, компания обещает в ближайшее время предоставить возможность заблаговременно записаться в электронной очереди центров через свой сайт.

Для заключения договора необходимо предоставить паспорт, идентификационный код (и копии этих документов) и документ о праве собственности на жилье, на которое подписывается договор. При этом, тем киевлянам, у которых в квартирах установлены приборы учета горячей воды, нужно будет предоставить копию и оригинал паспорта, копию квитанции, по которой оплачивались последние показатели. Если же в квартирах установлены счетчики тепловой энергии, для заключения договора необходимо предоставить документы, подтверждающие схему монтажа или копию схемы по установке этих приборов учета.

Перечень документов для всех категорий потребителей и типовой договор уже опубликованы на сайте компании. Те же киевляне, у которых нет Интернета, могут обратиться за справками непосредственно в центр обслуживания клиентов. Вместе с тем, "Киевэнерго" призывает граждан льготных категорий как можно скорее обращаться в такие центры для оформления соответствующего договора для того чтобы их льготы на оплату предоставляемых компанией услуг были сохранены в 2015 году.

Подписывать договор с клиентами в "Киевэнерго" обещают в день обращения. Но после сверки документов с информацией ЖЭО по базе Главного информационно-вычислительного центра КГГА (ГИВЦ), и при условии, если данные совпадают. В случае расхождений (например, изменился владелец квартиры, произошла перепланировка помещения, были установлены или заменены приборы учета и т.п.), возникнет необходимость урегулирования таких вопросов с ЖЭО для регистрации соответствующих изменений.

Поверка счетчиков заложена в тариф… для всех

Кроме того, отныне "Киевэнерго" принимает на себя обязанности по поверке счетчиков горячей воды и тепловой энергии, используемой киевлянами. Затраты на обслуживание и поверку счетчиков горячей воды уже заложены в новый тариф и составляют 3% в его структуре. По данным компании, в квартирах киевлян установлено 426 тыс. счетчиков горячей воды и 75% от этого количества требуют поверки. Поэтому поверка будет производиться равномерно, за год планируется поверить 120 тысяч счетчиков.

Поверка одного такого счетчика будет занимать неделю. Инициатором поверки могут быть как жители, так и "Киевэнерго". В первую очередь будут проверять счетчики с большим сроком просрочки периода поверки.

Директор аналитико-исследовательского Центра "Институт города" Александр Сергиенко возмущен включением затрат на поверку счетчиков в тариф.

"Большая часть квартир в Киеве не имеет счетчиков горячей воды — из почти миллиона квартир счетчики установлены всего в 426 тысячах. Почему люди, у которых нет счетчиков, должны оплачивать их поверку? Это полная ахинея и бред сивой кобылы!", — негодует эксперт.

Кому это выгодно?

Сергиенко считает, что заключение прямых договоров имеет единственный плюс для потребителя — на "Киевэнерго" можно подать в суд за некачественные услуги.

"Эти изменения были приняты в законе, чтобы деньги быстрее проходили от потребителя до НАК "Нафтогаз Украина". Что дает прямой договор? Вы можете подать в суд на "Киевэнерго" если вам не предоставили или предоставили некачественную услугу. И это единственный плюс прямого договора.

Вместе с тем у такой формы есть масса минусов. Прямой договор есть договором присоединения. Своего рода "бери или плати". Или ты подписываешь то, что я тебе диктую, или не подписываешь вообще. Это диктат естественного монополиста. И по предыдущей истории ЖКХ мы знаем, что все законодательство выписано в пользу коммунальщиков, в пользу монополистов, а права потребителей сведены практически к нулю", — констатировал эксперт.

По его словам, возмутительно, что в договоре не предусмотрено штрафных санкций за не предоставленную услугу для компенсации неудобств потребителю, у которого нет другого источника горячей воды или тепла.

К тому же, считает Сергиенко, переход на прямые договора содержит в себе определенные риски для "Киевэнерго". По его мнению, "Киевэнерго" сама себя перехитрила: компания будет предоставлять тепло и горячую воду, а с людьми, которые не будут это оплачивать, ничего сделать не сможет: "Только зверские, садистские методы, типа привлечения коллекторских компаний для выбивания оплаты. Но тут без договора будет сложно доказать потребление".

"Допустим, я отказываюсь подписывать договор, что со мной может сделать "Киевэнерго"? Отключить тепло человеку, не подписавшему договор, копания не сможет по объективным техническим причинам, и если потребитель не подпишет договор, ничего с ним поделать нельзя. Если же потребитель не подписал договор на бумаге, а ему выставили счет за горячую воду, и он получил и оплатил, то это уже есть де-факто заключением договора. Но у нас найдется множество "умных", которые получив платежку, например, за отопление (тариф на которое вырос в три раза), или принципиально не захотят платить или у них попросту не будет денег в течение месяца — двух. И это будет означать, что договор не заключен", — пояснил эксперт.

По мнению сопредседателя фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, переход на прямые договора не отразится на качестве предоставляемых услуг.

"Это ничего не меняет в существующей системе. Просто из "пищевой цепочки" изымают ЖЭКи, как посредники в оплате. И если "Киевэнерго" это выгодно, то потребитель просто переподписывает договор и ничего не выигрывает. Без широкомасштабной установки приборов учета горячей воды, которые считают не объем, а тепло, вся эта "реформа" выглядит смешно. Было бы правильно ставить на входе в квартиру прибор учета тепловой энергии, однако в 70% киевских домов это сделать практически невозможно или это требует колоссальных затрат. Более того, в столице огромное количество домов, которые не имеют общедомовых счетчиков тепловой энергии. Пусть хотя бы решат эту проблему. Я боюсь, что это все закончится тем, что "Киевэнерго"  сделает все, чтобы затраты на установку общедомовых счетчиков были включены в тарифы. Допустим в размере 5%. Люди будут платить, и за эти деньги им будут устанавливать на дом счетчики", — считает Марунич.

Самое читаемое
    Темы дня