наверх
25.04.202409:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Boeing 777, расследование: манипуляции с расшифровкой черных ящиков

Крушение Boeing-777 под Донецком. Два года спустя (619)

(обновлено: )15269126
Наиболее информативный материал, который может раскрыть истинную причину катастрофы, разбросан на десятке квадратных километров Донецкой степи, пишет Диана Михайлова.

Диана Михайлова, РИА Новости Украина

Важной составляющей частью технического расследования любого авиационного происшествия является дешифровка информации аварийных регистраторов, более известных под названием "черных ящиков". Это речевой регистратор — cockpit voice recorder (CVR) и регистратор параметров полета — flight data recorder (FDR).

В случае с катастрофой малазийского "Боинга 777" предварительная и недостаточно подтвержденная информация о бортовых самописцах упавшего самолета появилась в течение первых суток с момента катастрофы. Сообщалось, что "черные ящики" нашли представители ополчения "ДНР", заявившие, что отдадут их только российским экспертам, либо представителям авторитетной международной комиссии, но, ни в коем случае не официальному Киеву, который может быть заинтересован в укрытии или искажении информации. Ополченцы признали, что их в этом деле тоже можно считать заинтересованной стороной, поэтому и настаивали на независимой экспертизе. Кроме того они пригласили к месту крушения самолета представителей миссии ОБСЕ, чтобы те зафиксировали момент изъятия регистраторов и подтвердили целостность пломб.

Чрезвычайно важной стала договоренность между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри, достигнутая 19 июля, о необходимости обеспечить беспристрастное, независимое и открытое международное расследование, при котором вещественные доказательства, в том числе черные ящики, должны быть предоставлены международным экспертам.

Следующим важным достижением в расследовании стала договоренность премьер-министра Малайзии с властями самопровозглашенной "ДНР", в результате которой вечером 21 июля представители малазийской стороны получили от премьер-министра Александра Бородая бортовые самописцы упавшего самолета. При этом Член Совета нацбезопасности Малайзии Мохаммед Сакри заявил об отсутствии на них следов внешнего вмешательства, что впоследствии подтвердили другие представители международной комиссии по расследованию, которым на другой день они были переданы, после чего отправлены в бюро расследования Великобритании для расшифровки. Это было подтверждено общим техническим протоколом, который подписали Нидерланды, Малайзия, представители Украины и ICAO. При этом особо было подчеркнуто, что регистраторы были предъявлены украинской стороне, но украинская сторона их не касалась, и ни минуты под контролем украинской стороны эти предметы не находились.

24 июля эксперты британской лаборатории в Фарнборо расшифровали данные с первого самописца, содержащего информацию о технических параметрах полета, и приступили к расшифровке второго "черного ящика", подтвердив тем самым прогноз минтранса Великобритании о том, что расшифровка займет около двух дней. Уполномоченный представитель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) также принял участие в этой работе в составе международной комиссии, а присутствующий там же председатель этой комиссии Бюро безопасности Нидерландов заявил, что "Корпус устройства был поврежден, однако блок, содержащий записи, цел. Нет свидетельств манипуляций с ним".

Затем извлеченная информация была передана следствию в Нидерланды, которое, в свою очередь, должно было "само решить, что из полученной информации можно предать огласке".

Согласно правилам той же Международной Организации Гражданской Авиации, изложенным в "Приложении 13. Расследование авиационных происшествий и инцидентов", государства не распространяют, не публикуют и не допускают использования проекта отчета или любых его частей, или любых других документов, полученных во время проведения расследования авиационного происшествия, без официального согласия государства, проводившего расследование. Следуя этому требованию раскрытия первичных данных расшифровок и обработанных специалистами материалов записей нельзя было ожидать ранее появления официального отчета Бюро безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board), который, в свою очередь, должен быть опубликован в течение не более 12 месяцев с начала работы комиссии.

Несмотря на это, вопреки нормам международного законодательства, 27 июля американский телеканал CBS со ссылкой на свой источник, в качестве которого был назван "европейский специалист по авиационной безопасности, который имеет прямое отношение к работе с черными ящиками рейса МН17", утверждает, что "самолет был сбит ракетой". Источник CBS якобы сказал: "Ракета выполнила свое предназначение — сбила самолет". По данным этого специалиста, черные ящики записали, что салон "Боинга" мгновенно разгерметизировался, а произошло это из-за того, что корпус пробили насквозь поражающие элементы, которыми была начинена ракета. Разумеется, никакие официальные результаты в тот момент еще не были озвучены. 28 июля эту информацию подхватил Совет нацбезопасности и обороны Украины, который со ссылкой на данные "черных ящиков" утверждал, что самолет был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса "Бук".

Реакция на перечисленные "утечки" стали известна от журналиста американского телеканала NBC Александра Смита, который процитировал следующие слова пресс-секретаря Бюро безопасности Нидерландов Сары Ферной: "Не в лучших интересах расследования" ("Not in the best interest of the investigation"). Было выражено сомнение в источнике украинской информации и праве на преждевременное ее распространение без согласования и предварительного анализа с Бюро.

Наконец, 3 августа малазийская газета "New Sunday Times" со ссылкой на источник, близкий к международной комиссии по расследованию, сообщила о том, что предварительные данные расшифровки бортовых самописцев разбившегося малазийского "Боинга 777" свидетельствуют об отсутствии нештатной ситуации во время полета. Никаких признаков волнения экипажа или приближающейся опасности выявлено не было, сам полет проходил нормально, а аварийная ситуация возникла мгновенно и совершенно неожиданно.

Вместе с тем экспертам, расследующим причины катастрофы, удалось установить, что последние слова на записи переговоров экипажа с наземными службами авиаконтроля принадлежали не пилоту лайнера, а, скорее всего украинскому наземному диспетчеру, что должно быть подтверждено соответствующей записью из Днепропетровского центра полетной информации "Украэроруха", осуществлявшего управление полетом данного рейса в своем районе.

Источник не подтвердил ранее распространенную украинскую версию о том, что причиной разрушения и падения самолета стала "массовая взрывная декомпрессия в результате многочисленных осколочных поражений от ракетного взрыва". Также была высказана надежда, что на следующей неделе могут быть оглашены некоторые предварительные детали случившегося. Параметрический самописец позволил проанализировать 1500 параметров полета, записанных с частотой 10 раз в секунду, содержащих информацию о высоте, скорости и положении, а также состоянии и исправности всех систем самолета, что обеспечит максимальную полноту расследования при условии ее дополнения другими материалами с места падения. Также источник процитировал пресс-секретаря Бюро, что полученная с речевых и параметрических регистраторов информация поможет понять комиссии, "что можно исключить и на чем следует сосредоточиться".

В принципе, большинство авиационных экспертов прогнозировали такой результат расшифровки уже в первые часы после трагедии. Внезапное воздействие на самолет в результате взрыва на борту, попадания ракеты или столкновения с другим летательным аппаратом неизбежно приводит к множественным разрушениям конструкции и систем, в том числе и обесточиванию регистраторов. Этому и будет соответствовать конец записи всех параметров самописца и внезапно наступившая тишина в речевом регистраторе, так что значительной ценности для расследования эта информация, как и подтвердил неназванный малазийской газетой эксперт, на первый взгляд не представляет.

Вместе с тем, с точки зрения расследования, наиболее важными данными, полученными в результате расшифровки, будет информация о точном времени возникновения на борту чрезвычайного происшествия, соответствующего моменту обрыва записи. Это позволит определить пространственную точку маршрута рейса над Украиной, сравнив положение которой с известными в результате пресс-конференции минобороны РФ позициями ЗРК "Бук" сделать вывод о возможности поражения самолета ракетами, выпущенными каким-либо из этих комплексов. К сожалению, именно эту, по-настоящему значимую информацию эксперт не раскрыл.

Другие, не менее интересные материалы могут содержаться в записи параметров полета и разовых команд об опасном сближении с другими летательными аппаратами, как в воздушном пространстве Украины, так и на участке маршрута, проходившем через Польшу.

Возможно, какие-то из этих сведений появятся на следующей неделе, в ходе предполагаемого предварительного доклада комиссии по расследованию, возможно, придется дожидаться окончания расследования и появления заключительного отчета. По крайней мере, вновь подтверждается предположение первых дней о том, что наиболее информативный материал, который может раскрыть истинную причину катастрофы, разбросан на десятке квадратных километров Донецкой степи, однако он по-прежнему не доступен для тщательного расследования в результате непрекращающихся там боевых действий.

Самое читаемое
    Темы дня