наверх
23.04.202409:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Почему авиация Украины оказалась пассивной в решающей фазе АТО

АТО на Юго-Востоке. (1073)

(обновлено: )191424810
Ополчение "ДНР" покинуло Славянск, переместившись в Донецк. Несмотря на прекрасную погоду и светлое время суток, украинские самолеты не решились атаковать отступающие колонны повстанцев.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Ополчение "ДНР" покинуло Славянск, переместившись в Донецк. Несмотря на прекрасную погоду и светлое время суток, украинские самолеты не решились атаковать отступающие колонны повстанцев. Причин пассивности ВВС Украины — в мизерном количестве боеготовой техники, распродажа которой продолжалась все годы независимости страны.

Захотели — пришли, захотели — ушли

Субботним утром 5 июля стало известно, что накануне ночью ополчение Славянска неожиданно покинуло город и направилось в сторону Краматорска. В течение дня отряды  повстанцев перебазировались в Донецк и ряд других городов области. Все предыдущие несколько дней командующий обороной Славянска Игорь Стрелков сообщал о тяжелом положении его отрядов, окружении и неминуемой гибели в течение недели. Накануне отступления в сети появилась информация, что ополченцы простились с родственниками и друзьями, помолились и готовятся все до единого умереть в ходе уличных боев за Славянск. Однако в момент, когда журналисты еще готовили эту новость, в самом городе уже шла подготовка к отходу.

Можно предположить, что этот отход планировался задолго до 5 июля. В течение последних двух недель, едва ли не ежедневно, в Донецке происходили захваты воинских частей и управлений МВД. Особенно активным этот процесс стал после прибытия в город Федора Березина, полномочного представителя Игоря Стрелкова. Неделя, предшествующая отступлению из Славянска, началась с захвата областного УМВД, а закончилась занятием пенитенциарной службы в Донецке. Вполне возможно, что эти и другие акции имеют прямую связь с отступлением "стрелковцев" и проводились с целью подготовки тылов для отхода. То есть, мы имеем дело с заведомо подготовленной операцией, которая в эти выходные и была проведена ополчением.

Многочисленные фото с места событий свидетельствуют, что отступление проходило в светлое время, несколькими колоннами, которые в пути растягивались порой на несколько километров. В виду того, что отступающие отряды Стрелкова после прорыва двигались по территории, контролируемой "ДНР", серьезно помешать их движению могла лишь украинская авиация. Но, несмотря на ясную погоду, самолеты и вертолеты ВВС Украины так себя и не проявили.

Почему не полетели

Что касается вертолетов, то они еще с начала июня появлялись в окрестностях Славянска лишь украдкой, ввиду того что вертолетный парк армии Украины, в результате крупных потерь, насчитывает уже всего несколько единиц. А вот штурмовая авиация еще недавно казалась явным преимуществом ВСУ над повстанцами. Но и она осталась пассивной в этот день. Разгадка пассивности тут аналогичная ситуации с вертолетами  – нехватка боевых машин.

Боеспособных СУ-25, которые наиболее пригодны для нанесения подобных ударов, к началу АТО насчитывалось всего около двух десятков машин. За последний месяц в ходе боев два самолета разбились, три получили повреждения, а еще три были выведены из эксплуатации из-за технических неполадок. Таким образом, 299-я бригада тактической авиации, единственная украинская часть, вооруженная самолетами этого типа, сегодня насчитывает немногим более десятка боеготовых СУ-25. 

Учитывая трудность целей и опасность встретить сильное сопротивление, в украинских ВВС не стали рисковать последними штурмовиками. И таким образом, отход ополчения из Славянска показал, что авиация ВСУ уже не обладает подавляющим преимуществом в воздухе и не в силах выполнить даже такую задачу, как разгром повстанческой колонны в светлое время суток и при благоприятной погоде.

Примечательно, что в момент своего появления армия Украины обладала мощными военно-воздушными силами, нимало было и самолетов СУ-25. После развала СССР стране досталось около 70 машин этой модели, находившихся на вооружении двух штурмовых полков. Однако, Украина последние двадцать лет была активным игроком на мировом рынке авиатехники.

Причем лишь 3% военных самолетов, экспортируемых страной, были собственного производства. Остальное, это машины советского производства, в том числе и СУ-25. Лишь за последние пятнадцать лет из запасов ВСУ было продано не менее двадцати штурмовиков этой модели. Кроме того, при подготовке к продаже, активно использовались узлы и агрегаты с самолетов, находящихся на хранении, что стоило украинским ВВС еще нескольких самолетов. Таким образом, число СУ-25 в распоряжении украинских летчиков за годы независимости уменьшилось в 3,5 раза. Стоит отметить, что в последние несколько лет командование ВСУ предпринимало попытки проведения модернизации парка этих машин, однако обновить оборудование удалось лишь на пяти оставшихся самолетах. Другими словами, сегодняшняя беспомощность ВВС Украины, в частности, неспособность сорвать маневр повстанцев под Славянском, была подготовлена всеми предшествующими годами "независимости" украинской авиации. Интересно, что и нынешний президент Порошенко в какой-то мере причастен к обезоруживанию отечественных летчиков. В его недолгую бытность секретарем СНБО, в первой половине 2005 года, Украина успела продать несколько штурмовиков в страны Африки. Авиация Украины начала проигрывать небо страны задолго до нынешних событий.

    Самое читаемое
      Темы дня