наверх
19.04.202409:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как и почему погиб Ил-76

Cбит военный самолет под Луганском (29)

(обновлено: )5870611418
Гибель девяти членов экипажа и сорока десантников, которые находились на борту транспортного самолета Ил-76, сбитого ополченцами поблизости аэропорта Луганска, - это самые большие одномоментные потери украинской армии.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Гибель девяти членов экипажа и сорока десантников, которые находились на борту транспортного самолета Ил-76, сбитого ополченцами поблизости аэропорта Луганска, — это самые большие одномоментные потери украинской армии с начала антитеррористической операции. Происшествие вызвало большой резонанс в Украине,  президент Петр Порошенко пообещал "адекватный ответ" и объявил в стране траур. Но без ответа пока остается вопрос: как вообще могло такое произойти? Корреспондент РИА Новости Украина расспросил по этому поводу офицера запаса украинских ВВС, который попросил не называть его фамилию.

- Виктор Петрович, какова, по вашему мнению, причина гибели самолета?

— Главная причина — это бессмысленная война, которую наши политики развязали в собственной стране. Год назад самолеты нашей армии над территорией Украины не сбивали.

- А если более конкретно про этот случай. 

— Причина в некомпетентности украинского генералитета и их безразличии к жизням подчиненных. Если знаете, когда-то Геринг, командующий германскими ВВС, обещал Гитлеру во что бы то ни стало обеспечить снабжение окруженной группировки под Сталинградом посредством транспортной авиации. И это притом, что Геринг прекрасно знал, что Красная Армия сумела создать мощную систему ПВО на подлете к городу. Итог был плачевен: вместо обещанных 500 тонн грузов в Сталинград удавалось доставлять лишь 50 тонн. А эта операция стала "лебединой песней" германской транспортной авиации. Тут есть много параллелей с нашим случаем – волюнтаризм и пренебрежение к судьбе техники и личного состава и фатальные потери, как следствие.

- Почему фатальные? Ведь сбит один самолет?

— Даже один самолет — это четверть от всех бортов этого класса, которые имеются у ВСУ в рабочем состоянии. Еще недавно их было четыре, два обещали спешно отремонтировать, но не факт что получится, ведь самолет — не украинского производства и все что можно сделать, это разукомплектовать другой борт. Все эти десятки "Илов", которые числятся в авиации, не что иное, как хлам, который пора сдавать на вторсырье. За 20 лет независимости образцовая гвардейская транспортная дивизия, которая воевала еще под Берлином, была превращена, по сути, в эскадрилью.

Во-вторых, судя по разной информации, сбит был не один самолет. За несколько часов до гибели Ил-76 там же был поврежден, но смог совершить посадку Ан-26. Сообщают, что самолет сгорел, хотя обошлось и без жертв. Уже после катастрофы первого "Ила", туда же направлялся и второй, также был поврежден, но сумел вернуться на аэродром, с которого прибыл. И только третий развернули после случившегося. Я считаю, что это просто погром. Чтобы вы поняли, за всю войну в Афганистане советская авиация от зенитного огня моджахедов потеряла лишь один Ил-76, если не ошибаюсь, на пятом году войны.

- Чем сбили самолеты?

— Трудно так сказать, но, насколько я знаю, "Ан" был поврежден огнем ЗУ-23-2, это 23-миллиметровый спаренный зенитный автомат, такие системы в последнее время в изобилии появились у террористов. Ну, а, судя по тому видео, что было опубликовано, если оно конечно подлинное, думаю, "Ил" сбили не из ПЗРК, а из чего-то более внушительного, типа  ЗРК "Тунгуска", Стрела или Оса. Ну, или что-то аналогичное. Учтите, что сбить такой самолет одной ПЗРК не так просто, ведь у него четыре двигателя, а сесть он может даже на двух. Но мы вряд ли когда-нибудь узнаем правду, всем плевать будет уже через неделю. Не будет ни расследования, ни истины. Погибших похоронят, произнесут речи и забудут. Новые трагедии будут более актуальны. А они неминуемы.

- Как по-Вашему это показатель профессионализма ПВО повстанцев?

— Отчасти да. Но, в первую очередь, это показатель глупости командования ВСУ. Ну и, возможно, следствие предательства. Вот, кажется, министр Коваль пытается обвинить диспетчеров аэродрома. Не исключено, что и они помогли. Но это необязательно. У "ЛНР" есть несколько машин радиоэлектронной борьбы, так что переговоры армии для них не секрет. Возможно и радиолокационные станции, которые есть в Луганской области, уже работают на них. В конце концов, в Луганске раньше находилось высшее военное училище штурманов, и большинство специалистов этого заведения остались после расформирования жить в Луганске. Там есть, кому поработать над ПВО. Опять же, данные для вычисления посадочного курса в системе METAR находятся в открытом доступе, вычислить потенциальный курс самолета несложно, главное — наладить наблюдение за местностью. Да и в других источниках при желании можно найти много информации. Сами десантники накануне хвастались в соцсетях фотографиями у самолета и открыто писали, когда и куда летят. Наказание за это было лишь делом времени. Но главная вина, конечно, на командовании, которое отправило столь уязвимый борт на аэродром, окруженный неподавленными системами ПВО. Причем сделали это, судя по всему, уже после того, как один самолет был поврежден.

- Как Вы думаете, какие будут последствия этого события?

 — Во-первых, я думаю, это непременно в очередной раз снизит доверие к командованию. Большинство летчиков и так отказываются участвовать в гражданской войне по моральным соображениям. Те же, кто таких соображений не имел, теперь будут больше опасаться за свою жизнь. Ну и, конечно, техники стало меньше, восполнить потерю такого самолета армии явно не по карману.

Самое читаемое
    Темы дня