наверх
24.04.202402:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ночь на баррикадах. Кто на самом деле бунтует в Донецке

Протесты и захват зданий на юго-востоке Украины (1409)

(обновлено: )47
Несмотря на призывы и угрозы политиков, назначенных Киевом, протестующие, провозгласившие себя Донецкой народной республикой, отказываются расходиться.

ДОНЕЦК, 11 апр - РИА Новости. Всю неделю в Донецке сторонники федерализации Украины продолжают удерживать здание областной госадминистрации в центре города. Несмотря на призывы и угрозы политиков, назначенных Киевом, протестующие, провозгласившие себя Донецкой народной республикой, отказываются расходиться. Корреспондент РИА Новости провел с ними ночь, чтобы понять, кто эти люди и что ими движет.

Внутри осажденной крепости

Огромный 11-этажный комплекс зданий занимает половину Октябрьской площади в центре Донецка. Но здание областной государственной администрации, где в "мирное" время квартируют властные структуры и подразделения регионального парламента, само превратилось в настоящий город. На входе развешаны лозунги и объявления, дежурят постовые.

Висят листовки: "Галиция, слушай, давай разводиться! Без шума, без крови и драки публичной! Зачем нам бардак и побитые лица? Я долго кормил тебя, не буянил, исправно бюджет наполнял год от года. А ты увлекалась бездельем майданным, меня называя рабом и уродом".

Внутрь здания можно зайти только по специальным пропускам, которые выдают, впрочем, тоже внутри. Вход на каждый этаж тоже охраняется отдельно, большинство из дверных проемов забаррикадированы. Каждый этаж занимают представители какой-либо партии, шахты или города. Я поднимаюсь на 10-ый этаж, здесь размещен отряд, приехавший из Краматорска. Двери заперты изнутри, но меня тут ждут. Открывает высокий рослый парень Иван - командир отряда.

"Про нас говорят, что мы сепаратисты и боевики, но на самом деле мы обычные граждане. Шахтеры, риэлторы, учителя, врачи - кого у нас только нет. Объединяет одно - переживаем за себя и страну", - рассказывает Иван.

В его отряде около 50 человек - все из Краматорска. Познакомились все на февральских "антимайданах". Я пришел сюда за интервью, но отвечать на вопросы приходится самому: друзья Ивана набрасываются на меня с расспросами, как к их восстанию относятся в России, придет ли российская армия на помощь. Российские каналы на Донбассе давно отключены, интернета в обладминистрации нет, бойцы живут в информационной блокаде.

В бывших кабинетах чиновников теперь матрасы, на которых спят волонтеры. На хороших новых столах - консервы, колбаса, сало. "Все приносят мирные жители", - утверждает Елена, которая режет бутерброды. Женщине - 41 год, последние годы работает в торговле. "Я в своей жизни пожила только в Советском Союзе. С тех пор выживаю. Пусть хоть мой ребенок нормально поживет. А сейчас мне платить за его институт нечем", - жалуется она.

Бойцы по очереди дежурят всю ночь, впрочем, остальные тоже не спят - так велико нервное напряжение. Время от времени Ивану звонят из штаба - боевая готовность, начинается штурм. Иван будит тех, кто спит, парни хватают палки и дубинки. Впрочем, раз за разом тревога оказывается ложной.

"Это провокации. Специально нам нервы трепят, чтобы мы разошлись. Но разойтись - это значит сдаться на милость победителя. Отношение к нам и будет соответствующим, - считает Иван. - Политики из Киева сами говорят: сейчас востоку обещайте все, потом будем сажать. Так что верить им нельзя".

А кому верить, ребята из Краматорска не знают. После ареста Киевом "народного губернатора" Павла Губарева единого лидера у протестующих нет.

Баррикады продолжают расти

Меж тем баррикады вокруг самой обладминистрации растут буквально с каждым днем. Все больше становится и защитников здания. Если в первые дни после 7 апреля подступы к зданию преграждала невысокая стена из покрышек, то к концу недели гостей встречала уже глубоко эшелонированная оборона из трех "редутов" - предполагается, что в случае "взятия" первой стены, активисты смогут переместиться за вторую и третью. А потом уже отступать в само здание.

Наконец, в четверг в дополнение к баррикадам со стороны Университетского проспекта обмотали деревья на подступах к зданию "проводами" из колючей проволоки. Теперь подойти даже к самим баррикадам беспрепятственно не получится.

А баррикады со стороны Октябрьской площади укрепили тротуарной плиткой, вытащенной здесь же, из дорожек парка и с площадки перед обладминистрацией. Теперь белая плитка, размером и формой с обычные кирпичи, аккуратно составлена в стену. Часть ее свалена в кучи, из которой ее можно хватать в качестве "метательного снаряда".

На площадь перед зданием постоянно прибывают новые грузовики с песком, который вываливают тут же. К горам песка организованно подбегают активисты с пустыми мешками и лопатами, заполняют мешки и образуют новые баррикады.

Каждую новую машину участники митинга встречают аплодисментами.

Две подруги, Светлана и Ольга, пришли на митинг вместе. Сейчас они также дружно волокут мешок к месту, где организаторы наметили постройку новой "стены". В "мирное" время женщины работают мелкими чиновницами, но сейчас отпросились с работы и пришли сюда.

"Дело не столько в нашем желании жить в России. Мы хотим жить в нормальной стране, пусть это будет Украина. Главное - чтобы был порядок, - объясняют женщины ход своих мыслей. - Сейчас Януковича свергли. Ладно, он нам всем надоел, допустим. Хотя здесь его считали своим, и губернатором до этого он был неплохим. Но тогда Донбасс утерся. Хорошо, давайте проведем нормальные выборы. Но ведь нормальных кандидатов, которые могли бы объединить всю страну, опять нет. Каждый тянет одеяло на свою сторону. И как идут выборы? Одного кандидата побили, второго чем-то обкидали. Зачем это? Вы ж хотели срочных выборов, давайте их спокойно проведем. Скажем честно - люди устали от бардака, устали от нищеты. У людей зарплаты по две тысячи гривен. Люди хотят спокойно жить и не думать, кто завтра будет президентом и что взбредет ему в голову".

Шахтеров встречают овациями

Что касается защитников здания, то в течение недели их число выросло в несколько раз. Например, в четверг с юга области сюда прибыли несколько организованных отрядов шахтеров. Большинство - в знаменитых оранжевых касках. Участники митинга встречают шахтеров овациями.

"Сначала мы не участвовали в акциях. Но теперь решили их поддержать, - рассказал РИА Новости один из шахтеров по имени Сергей. - Лидеры протестующих говорят вещи, которые нам нравятся. А киевским политикам мы не верим, от них мы слышим только популизм и угрозы нас разогнать и сравнять с землей".

Сергей не скрывает: шахтеры недовольны уровнем своей жизни, низкими зарплатами (10-15 тысяч в пересчете на рубли), низкой безопасностью труда и отсутствием перспектив. События в Киеве, провокационные русофобские заявления некоторых политиков, в том числе кандидатов в президенты - все это переполнило чашу терпения горняков.

Впрочем, к зданию приходят не только крепкие парни и взрослые мужчины. Здесь много и детей, и женщин - от девушек до пенсионерок.

"Прошел слух, что будет штурм. Мы откликнулись на призывы Национально-Освободительного движения прийти защищать здание, - сообщили РИА Новости женщины из местного управления одной из госструктур. Группа женщин держит плакаты "Референдум!" и "Нет фашизму!" на русском и английском языках.

Бросается в глаза и почти полное отсутствие вокруг здания милиции - только на подъездах к площади дежурит несколько машин ДПС и дорожной автоинспекции (ДАИ).

В поисках "российских гастролеров"

За пределами юго-востока Украины, особенно в Киеве, популярна версия, что среди активистов - в основном "политические гастролеры", якобы завезенные из России. На самом деле осуществить подобный план, если бы даже было такое желание, оказалось бы не так просто - и на сухопутной границе, и в аэропорту украинские пограничники и сотрудники СБУ устраивают допрос с пристрастием всем подозрительным лицам. Особенное внимание - молодым людям от 18 до 45 лет. Ищут журналистов и молодых людей, способных принять участие в беспорядках.

В этом на личном опыте убедились и сами журналисты РИА Новости - и фотограф Алексей Куденко, прилетевший в Донецк самолетом, и журналист Андрей Малышкин, пытавшийся приехать в Луганск на поезде, были "вычислены" и отправлены обратно в Россию.

Происходит это так. Всех прилетающих из Москвы в донецкий аэропорт, у кого неукраинский паспорт, приглашают на собеседование. В общую очередь попали и женщины лет 60, вряд ли способные принять активное участие в волнениях в качестве "титушек".

Пограничники или "люди в штатском" спрашивают обратные билеты, интересуются целью визита и, услышав версию, просят неких доказательств - контакты местных родственников или знакомых. Если человек доказать свои мирные цели не может, его выдворяют с формулировкой "не может подтвердить цель визита" или "не имеет достаточно средств", хотя это может быть неправдой - по недавно введенным правилам, иностранец должен иметь денег из расчета 70 долларов в день (наличными или на карточке, но тогда нужно предоставить выписку из банка). Несмотря на то, что многие журналисты готовятся к этим правилам, их все равно высылают.

Кстати, в соседнем Луганске, где повстанцы захватили и удерживают до сих пор здание СБУ, увидеть "российских провокаторов" приезжал лично депутат Верховной рады и кандидат в президенты Сергей Тигипко. Ему разрешили проверить документы у активистов - оказалось, что у всех украинские паспорта. Тигипко уехал довольным.

"Донетчане почувствовали себя ущемленными"

Несмотря на бурные события в центре города (7 апреля ополченцы заняли еще и здание областного СБУ, а вечером того же дня его отбил спецназ), остальной Донецк живет обычной жизнью. Это симпатичный, достаточно современный, ухоженный и чистый город с миллионным населением. В Донецке сейчас теплая, почти летняя погода, светит солнце, иногда сменяющееся мелким весенним дождем - словом, ничто в городе не напоминает о революционных событиях вокруг зданий обладминистрации и СБУ.

Впрочем, если прогуляться по его улицам и подслушать разговоры местных жителей, становится понятно, что события в городе и вообще в Украине их волнуют не меньше, чем забаррикадировавшихся активистов. Точки зрения звучат разные, бросается, впрочем, в глаза два обстоятельства - все разговоры ведутся на русском языке, а центральную киевскую "владу" и лидирующих политиков не поддерживает, кажется, никто. "Если они устроили Майдан, захватили власть и провозгласили друг друга президентами, то почему в Донецке нельзя?" - возмущается Ирина, женщина средних лет, преподающая в одном из городских вузов. Сама она на митинги не ходит, но относится к ним в целом с симпатией.

Женщина вспоминает, что когда-то Виктор Янукович был неплохим губернатором - как раз в Донецкой области. "Сейчас его рейтинг тут упал ниже плинтуса, не надо думать, что мы его поддерживаем. Но когда он был президентом, мы чувствовали себя защищенными. Никто не боялся, что русский язык запретят. Он знал наши нужды, говорил с нами на одном языке. Когда его свергли, донетчане почувствовали себя ущемленными", - объясняет Ирина местные настроения.

Буквально на каждом столбе и в общественном транспорте попадаются листовки за подписью городского головы Александра Лукьянченко - в отличие от официальных табличек, прокламации тоже написаны на русском языке. "Не поддаваться на провокационные призывы и заявления, адекватно оценивать любую ситуацию и не участвовать в противоправных действиях <...> Мы прилагаем все усилия, чтобы Донецк жил мирной жизнью", - увещевает избирателей мэр.

А в офисах, которые расположены поблизости от обладминистрации, уже несколько раз объявляли "тревогу" - их персонал отправляли по домам сразу после обеда, потому что каждый вечер ждут "штурма", который будто бы могут устроить лояльные Киеву силовики. Впрочем, этих самых силовиков никто вживую не видел, хотя слухи о них кочуют из уст в уста. У Киева в Донецке, кажется, нет лояльных ему сил, а инициатива постепенно переходит к "протестантам".

Самое читаемое
    Темы дня