наверх
25.04.202401:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кто и как ведет УПЦ Московского патриархата под власть Константинополя

(обновлено: )429
В связи с возможностью ввода войск РФ на территорию Украины ряд высоких иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата выступил с призывом к Патриарху Кириллу не допустить братоубийственной войны.

Дмитрий Скворцов, журналист

В связи с возможностью ввода войск РФ на территорию Украины ряд высоких иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата (далее УПЦ) выступил с призывом к Патриарху Кириллу не допустить братоубийственной войны, упредить агрессию в отношении соседнего государства, предотвратить нарушения территориальной целостности украинского государства. Неделимость государства при этом выступает в качестве одной из высших ценностей, что странно слышать из уст представителей Церкви, которая за свои две тысячи лет пережила сотни государств, неся при этом миссию спасения душ, а не охраны границ, в которых эти души обитают. И если на протяжении своей истории Церковь несла миссию в странах, чей государственный аппарат понуждал людей отрекаться от веры, превращая граждан в "воинствующих безбожников" или "национально сознательных", то христианское сообщество не больно уж и переживало за судьбу таких образований.

Что же касается отвращений от "братоубийственной войны", то УПЦ как бы "не заметила", что война эта в Украине давно идет. Вернее, даже не война, а бойня, потому что те, кто разграбил военные и милицейские склады, запросто расстреливают безоружных, не желающих жить по законам новой киевской власти.

Не услышали украинские иерархи и многомиллионного голоса своей же паствы, молящей единоверного правителя защитить их от вооруженных неонацистов.

Возможный ввод российских войск руководство УПЦ представляет как агрессию против всего народа Украины, а не как противодействие самозваной киевской власти, чья деятельность не только попирает права этого народа, но несет угрозу жизни жителям целых регионов. Таким образом, руководство УПЦ де-факто (да и де-юре) признало власть самозваных путчистов, тогда как паства УПЦ в подавляющем большинстве своем эту власть не признаёт.

Впрочем, надо отдать должное недавно избранному местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Оуфрию, он хотя бы единственно легитимную власть в лице президента Януковича не порицал.

Раскол УПЦ. Пока – между пастырем и паствой

"Вакуум" заполнили помощники пребывающего ныне в коме Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира – его личный секретарь митрополит Александр Драбинко и пресс-секретарь Георгий Коваленко (этот, кстати, договорился до того, что политических обращений патриарха Кирилла УПЦ не воспримет и в обязательном порядке поминать на службах его имя не обязательно) Но Коваленко всего лишь спикер. А вот Драбинко – негласный лидер влиятельнейшего крыла в епископате УПЦ, чья деятельность направлена на автокефалию УПЦ, то есть на отрыв от Московского патриархата. Часть этого крыла, представленная в руководстве УПЦ, называет себя "командой митрополита Владимира".

Примерно с 2007 г. эта команда (представленная в основном священниками, обслуживавшими майдан-2004, а потому всячески поощряемая Виктором Ющенко) стала с молчаливого согласия митрополита Владимира подковёрно продвигать среди архипастырей неприемлемые для многомиллионной паствы канонической церкви идеи автокефалии, русофобии, экуменизма, слияния с неканоничными, но "национально-сознательными" раскольниками. Как стало позже ясно, в этом их всячески поддерживал и Предстоятель УПЦ, хотя публично позиционировал себя стоящим над схваткой автокефалистов с апологетами церковного единства.

С 2006 по 2010 годы личный секретарь Предстоятеля УПЦ Александр Драбинко, обретавший и с помощью Секретариата президента все большее могущество, продвигал на вновь создаваемые епископские кафедры своих ставленников. Так увеличивался удельный вес автокефалистов в епископате УПЦ.

В 2010 г., с приходом к власти "православного" (как тогда всем казалось) президента Януковича, позиции Драбинко существенно пошатнулись. Но ненадолго. Уже летом того же 2010 г., когда явственно проявился проевропейский и плохо скрываемый антироссийский курс новой власти, Драбинко со всей "командой митрополита Владимира" стал востребован вновь. Не поколебала привязанность к нему администрации президента и пара резонансных уголовных расследований (причем, одно из них – о похищении людей), в которых тот успел очень ярко засветиться. Но… Власть сменилась вновь.

На подножке нового вагона

Митрополит Драбинко первым из канонических иерархов откликнулся на запрос на проклятия в адрес сброшенного преступного режима, бросив в прощеное воскресенье и свой камешек в еще недавнего благодетеля. Того самого, который еще в прошлом году одаривал его орденами.

В своем эпическом "Слове на Прощеное воскресение" Драбинко наделил Януковича всеми смертными грехами (это так он прощения просил), не только повторив мифы украинских СМИ о расстрелах, пытках, похищениях активистов и т.д., но и приписав грех осуждения всем гражданам Украины: "Общество является почти единодушным в понимании того, кто виновен в пролитии крови на киевских улицах и майданах". А "единство святой Руси" представил "якобы благим цивилизационным выбором", ставшим косвенной причиной гибели на площадях и улицах Киева противников этого единства.

Не преминув доложить о недостаточно национально-сознательных "братьях-архиереях", пожурил совестливый митрополит и саму Церковь – за то, что прибегала к помощи политиков и спонсоров.

Срыв "благочестивого" демараша

В то же Прощеное воскресенье решительно обратился секретарь Предстоятеля УПЦ и к Предстоятелю РПЦ. Вот выдержки из открытого письма (выделения мои, – Д.С.):

Столица нашей Державы златоглавый Киев, обагрена кровью погибших в братоубийственном и братоненавистническом противостоянии, спровоцированном бывшей властью.

[…]

В адрес наших иерархов и духовенства звучат упреки, и будем честны перед совестью: хотя причины их и необъективны, но и небезосновательны. Нас называют Церковью Москвы, Кремля, Путина, Януковича… Нас отождествляют с бывшей властью и внешними политическими процессами, происходящими между Россией и Украиной. Но мы, прежде всего, – Церковь Христова, Церковь Украинского (и больше никакого из проживающих на Украине? – Д.С.) народа.

[…]

"Вместе с ним мы единым сердцем и едиными устами просим Вас, Ваше Святейшество, сделать все, чтобы на земле Украины не была пролита кровь, и целостность государства, в котором мы родились, была неприкосновенной".

Тут Драбинко, хотелось бы напомнить, что даже он, несмотря на вполне юный для священнослужителя возраст, успел родиться в едином для всех русских государстве. Но это, конечно же, обычный для "команды митрополита Владимира" ляп.

Для большой части епископата УПЦ, расставленного руками того же Драбинко, единое цивилизационное пространство Русской церкви – пустой звук.

На то и рассчитывают в Константинополе, созывая на 6–9 марта "саммит" глав Поместных Церквей. Такая срочность в первую неделю Великого поста – неделю, предназначенную для сосредоточенной молитвы – указывает на высокую вероятность того, что Константинопольский патриархат намерен поставить вопрос о возвращении себе (при полной поддержке нынешних киевских властей и автокефалистского духовенства) когда-то – более 300 лет назад – подчиненных ему малороссийских территорий.

Следовательно, подобные драбинковому обращения к патриарху, шедшие в последние дни от руководства УПЦ, были явно рассчитаны на то, что Святейший не ответит – дабы не вступать в конфликт с политикой Кремля. Тогда у сторонников отделения УПЦ от МП полностью развязывались бы руки (вернее, ноги): "Раз наш нынешний патриарх нас не слышит, вернемся к патриарху бывшему, который нас зовёт". По заготовленному еще в феврале сценарию, Драбинко, как молодой, энергичны и, главное, каноничный митрополит избирался бы предстоятелем Украинской митрополии подконтрольного Госдепу Константинопольского патриархата. В новообразованную "чисто украинскую – безо всякой московщины" митрополию переходило бы в сущем сане "духовенство" т.н. "Киевского патриархата". Неканоничный же глава последнего "Филарет" обретал бы статус "духовного отца и вдохновителя единства украинского православия". Такую комбинацию киевские власти вместе с "Филаретом" разыгрывали уже более чем с неделю, но…

Патриарх Кирилл на все украинские обращения ответил.

Значит, на текущей неделе следует ожидать новых провокаций от части священноначалия УПЦ. Именно священноначалия, потому как подавляющее число верующих в Украине – за единство Русской церкви.

    Самое читаемое
      Темы дня