наверх
24.04.202405:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Русская весна" на Юго-Востоке Украины

(обновлено: )765874
Сбывается прогноз о том, что Юго-Восток Украины станет базой для борьбы против "бандеризации" страны. Процесс пробуждения там общественной активности уже получил название "русской весны".

Сергей Скворцов

Сбывается наш прогноз о том, что Юго-Восток Украины станет базой для борьбы против "бандеризации" страны. Процесс пробуждения там общественной активности уже получил название "русской весны".

Противоречия между Западом и Востоком страны, видные невооружённым глазом всё время существования независимой Украины, были загнаны внутрь с приходом к власти Януковича и Партии регионов, выражавших интересы "донецкого клана", и вот теперь с силой вырвались наружу.

Детонатором послужили и попытки уничтожения приезжими активистами памятников Ленину, и предпринимаемые ими же попытки захвата местных органов государственной власти, и демонстративная отмена – в первый же день работы переформатированного Верховного Совета – закона о региональных языках, дававшего русскому языку хоть какой-то официальный статус.

При этом победители почему-то считали жителей Юго-Востока некой серой массой, не способной на серьёзный протест, а некоторые даже искренне полагали, что Юго-Восток их тоже молчаливо поддерживает и что возражать им могут только некие платные провокаторы. Однако во всём этом новые власти серьёзно просчитались - и получили в ответ "русскую весну".

В последние дни в крупнейших городах Юго-Востока прошли массовые митинги противников нынешней украинской власти. Везде они собирали тысячи, а иногда и десятки тысяч человек. Кроме того, радикальные элементы начали захватывать официальные учреждения – зеркальное отражение того, что ещё недавно происходило на Западе страны. Ситуация меняется быстро, событий много, так что упомяну только некоторые.

В Харькове в субботу митинг собрали официальные власти, на нём присутствовали десятки тысяч человек. Особенность ситуации заключалась в том, что он проходил под стенами областной администрации, за неделю до этого захваченной бандеровцами из "Правого сектора", в основном приезжими.

Областные власти, не желая усложнять отношения с Киевом, их терпели и даже призывали общественность, так сказать, "не обострять". Видя такое отношение, оккупанты обнаглели и за день до митинга захватили штаб антимайдановской организации "Оплот". Во время же самого митинга они зачем-то начали провоцировать присутствующих - сначала барабанным боем, а затем стали швырять пластиковые бутылки, палки и камни.

В ответ митингующие прорвали милицейское оцепление, растащили баррикады и за пятнадцать минут овладели зданием, хотя бандеровцы пытались сопротивляться, поливая наступающих водой, бросая шумовые гранаты, стреляя из автоматического оружия. Было у них и огнестрельное оружие, которое из-за большого количества штурмующих они не посмели применить. Впрочем, из-за того, что штурм здания заранее не планировался, его не оцепили, и часть вооружённых боевиков сумела ускользнуть, оставив одних мальчишек.

Эти мальчишки, лет по 18-20, быстро сдались. Их вывели из здания, провели на трибуну и поставили на колени извиняться перед харьковчанами, затем передали милиции. Собственно, это лишь реакция на то, что до сих пор происходило западнее от Харькова – самосуды, избиения, прикованный к столбу губернатор Волыни и т.д.

Забавляет реакция некоторых киевских интеллигентов, сразу заговоривших о "безумной толпе" и проч. Простите, но ведь это даже не захват государственного учреждения, чем занимались фашиствующие националисты по всей стране и, в частности, в Харькове - толпа всего лишь отбила у бандеровцев захваченное, предоставив властям возможность нормально работать. Харьковчане просто сделали то, что должны были давно сделать силовики.

Теперь о Донецке. Митингов противников "Евромайданов" в субботу было даже два. Численность их оказалась значительно скромнее, но всё равно в сумме получилось никак не меньше 10 тыс. человек. Митинги отразили новую ситуацию. Во-первых, к митингующим вышел начальник областного УВД и заявил, что милиция теперь "подчиняется народу" (что бы это ни значило). Во-вторых, на одном из митингов был избран "народный губернатор" и даже предпринята попытка штурма областной администрации, правда, неудавшаяся (в воскресенье участники этого митинга собирались снова примерно в том же количестве – 3-5 тыс. человек). В-третьих, в тот же день была проведена экстренная сессия горсовета, на которой приняли относительно радикальное решение.

Донецкий горсовет предложил областному совету провести референдум "о дальнейшей судьбе Донбасса", считать русский язык официальным наравне с украинским, ввести мораторий на рост цен и снижение социальных выплат, считать Россию стратегическим партнёром Донбасса, создать муниципальную милицию и "до выяснения легитимности принятых Верховной Радой Украины законов и признания новых органов государственной власти всю полноту ответственности за жизнеобеспечение территорий возложить на органы местного самоуправления".

Как видите, здесь пошли дальше весьма осторожных решений харьковского съезда депутатов Юго-Востока, состоявшегося всего-то чуть больше недели тому назад. Тут уже и довольно прозрачное непризнание киевских властей, принятие на себя уже всей полноты ответственности, и проведение референдума. Радикализация настроений в обществе ведёт к радикализации решений.

Примерно такое же решение принял и Луганский областной совет, который пошёл ещё дальше и уже открытым текстом признал "нелегитимность новых органов исполнительной власти". Кроме того, он потребовал разоружить незаконные вооружённые формирования, запретить профашистские и неофашистские организации и, наконец, заявил о том, что в случае невыполнения своих требований, "дальнейшей эскалации гражданского противостояния и возникновения прямой угрозы жизни и здоровью населения Луганской области" оставляет за собой право "обратиться за помощью к братскому народу Российской Федерации".

Уже очень скоро радикальная организация "Луганская гвардия" потребовала от депутатов обратиться к Путину с просьбой ввести войска, а когда те отказались, захватила здание. Захват горсовета произошёл и в Мариуполе.

Таким образом, под давлением общественных настроений органы власти на Юго-Востоке радикализируются, а кое-где их даже пытаются отстранить ещё более радикальные элементы. Начатый 21 февраля харьковским съездом процесс объединения Юго-Востока на основе непризнания новых киевских властей стремительно набирает темп.

Фактически Верховный Совет Украины и правительство Яценюка уже сейчас мало что контролируют – на Западе командуют радикальные националисты типа "Правого сектора" (они же во многом задают тон и в самом Киеве), а Восток всё больше заявляет о своём неподчинении. Ситуация в этом плане только ухудшится в связи с попытками назначить там новыми губернаторами местных олигархов – тем более, что "февральская революция" вроде бы проходила под антиолигархическими лозунгами.

Фактический или даже формальный раскол Украины становится всё более реальным. Унитарное государство в перспективе сохранить уже невозможно, единственным вариантом при сохранении государства примерно в нынешних границах становится федерация или даже конфедерация. Гипотетически возможно даже полное отделение Юго-Востока и создание условной "Малороссии" или "Новороссии".

Что же касается присоединения части Украины к Российской Федерации, что довольно популярно в российском обществе и, возможно, в истэблишменте, то это весьма маловероятно. Я вижу здесь два момента.

Во-первых, это нынешняя позиция самого населения. Пусть никого не обманывают триколоры на митингах, которые активно демонстрирует российское телевидение. Объективные наблюдатели свидетельствуют, что пока даже среди активистов большинство желает тесного союза с Россией, например, вхождения в Таможенный Союз, но не хочет напрямую входить в её состав. Как утверждает один из наших давних товарищей, бывший народный депутат Украины от Харькова, толкнуть на принятие радикального решения о вхождении в состав РФ могут лишь попытки Киева и Запада силой переломить ситуацию в свою пользу. Впрочем, стремительное развитие событий может всё это изменить.

Однако главным препятствием на пути вхождения Юго-Востока Украины в состав РФ является позиция самого российского руководства. Несмотря на всю свою риторику, в серьёзных вопросах оно против воли Запада не идёт. А аннексия части Украины – вещь весьма серьёзная. Мне могут возразить – а как же история с Сирией, где, дескать, Россия предотвратила угрозу западной агрессии? Однако история с химическим разоружением Сирии, наоборот, лишь подтверждает мою мысль – ведь никакой угрозы начала военных действий там не было, Россия спасала вовсе не сирийское руководство, а репутацию Обамы.

Дело в том, что за несколько дней до голосования в Конгрессе США уже был известен расклад сил среди депутатов, поддержки которых Обама не получил. А начать операцию против Сирии, пусть даже самую ограниченную, он без этой поддержки не мог. И тогда на помощь ему пришёл Путин, который, выдав уже выдвинутую американскую инициативу за свою, спас репутацию Обамы.

Разумеется, американский президент остался должником и, возможно, именно поэтому западная печать и официальные лица, особенно в последнее время, намекают на то, что если военная операция России ограничится Крымом, никаких особых мер Запад принимать не будет. С отделением Крыма де-факто или даже де-юре там, кажется, уже согласились, а вот пойти на раздел Украины Запад, думаю, всё же не готов (правда, некий отставной полковник ГРУ уверяет, будто бы всё уже поделено; но у меня эта версия вызывает сильные сомнения). Кстати, юридическое присоединение даже одного лишь Крыма к России тоже практически исключено – он будет формально оставаться независимым государством, как Южная Осетия.

Тем не менее, использование российских войск на территории Крыма или даже континентального Юго-Востока вполне возможно – хотя выход за пределы Крыма грозит Путину реальными неприятностями, в первую очередь с зарубежными счетами его коммерческих друзей. Возможно, как я уже писал, и создание на Юго-Востоке Украины новых государственных образований. Думаю, однако, что это лишь временный вариант. Нужно спасать всю Украину, а не только Юго-Восток.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня