наверх
23.04.202416:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вторая годовщина революции в Египте: вехи, этапы и споры об окончании

(обновлено: )26
Ровно два года назад в столице Египта на демонстрацию против президента Хосни Мубарака собрались несколько десятков тысяч человек, а через несколько дней к ним присоединились десятки миллионов.

КАИР, 25 янв - РИА Новости, Александр Елистратов. Ровно два года назад в столице Египта на демонстрацию против президента Хосни Мубарака собрались несколько десятков тысяч человек. Уже через несколько дней на акции протеста по всей стране вышли десятки миллионов египтян с требованиями ухода Мубарака с поста главы государства - египетская революция началась. 

И, если первые дни противостояния режима со всем населением страны можно определить хронологически точно, то сказать, когда египетская революция завершилась - и завершилась ли она вообще - пока, пожалуй, не возьмется ни один историк.

За время, прошедшее с января 2011 года, почти каждая новая неделя была отмечена значимым для страны событием, однако сами египтяне выделяют несколько этапных пунктов, задававших главное направление, по которому Египет шел к своему нынешнему состоянию.

Вехи

В феврале 2011 года Мубарак после неудачных попыток силой разогнать демонстрации, уходит с поста президента. Власть в Египте переходит к Высшему совету вооруженных сил, который в марте выносит на всеобщий референдум Конституционную декларацию. Одобренная египтянами, она почти на полтора года заменит в стране конституцию.

В октябре 2011 года приходит новая волна протестов - теперь уже против военных, которые, по мнению населения, пытаются затянуть проведение выборов в новый парламент. Апогея противостояние достигает в ноябре, когда в столкновениях с силами безопасности в центре Каира, на улице Мухаммед Махмуд, погибают около 20 человек и сотни получают ранения. 

Военные объявляют дату голосования: с конца ноября по февраль 2012 года проходят выборы в нижнюю палату парламента, а через полтора месяца - в верхнюю. Подавляющее большинство мест в обеих палатах занимают представители исламистских сил: запрещенного при Мубараке движения "Братья-мусульмане" и партии консервативного ислама, салафитской "Ан-Нур". Именно с этого периода в Египте отчетливо наметилось разделение общества на два лагеря - исламистского и светского. 

Расхождение между двумя силами усилилось летом 2012 года - в конце июня в заключительном раунде выборов нового президента Египта, с разницей в несколько процентов, победил представитель "Братьев-мусульман", нынешний глава государства Мухаммед Мурси. Его оппонент, бывший при Мубараке премьер-министром, отставной генерал Ахмед Шафик, проиграв выборы, покинул страну. 30 июня Мурси принял присягу президента. Одновременно военные передали власть новому главе государства. 

Но за несколько дней до вступления Мурси в должность военные во исполнение постановления Конституционного суда распустили нижнюю палату парламента. Учитывая, что верхняя палата имела лишь номинальные, представительские функции, Египет на неопределенное время фактически оказался не только без конституции (ее заменяла Декларация), но и без высшего органа законодательной власти.

Столп власти

Необходимость принятия в кратчайшие сроки новой конституции признавали все политические силы страны, однако завершающий этап ее согласования до предела накалил отношения между политическими силами Египта. Мурси, приняв в ноябре 2012 года новую Конституционную декларацию, оградил президентским иммунитетом действия как Конституционной комиссии, работавшей над формированием основного закона, так и верхнюю палату парламента, которая должна была одобрить конституцию и вынести ее на референдум. Деятельность этих структур выводилась из-под контроля всех судебных органов, в том числе Конституционного суда, который уже готовился рассматривать дела о законности самого существования и Комиссии, и Консультативного совета. 

За считанные недели конституция была доработана и одобрена парламентом, была назначена дата всеобщего голосования по основному закону. В те дни Египет переживал наиболее драматические часы за минувшие два года. В кровавом противоборстве сошлись сограждане: у президентского дворца в каирском районе Аль-Иттихадия массовые столкновения начались между сторонниками и противниками действий главы государства, исламистских и либеральных лагерей. В результате десять человек погибли, сотни получили ранения, в стране начали открыто говорить о возможности начала гражданской войны. 

Референдум все-таки состоялся, и как бы ни критиковали светские партии новый основной закон, в конце декабря 2012 года конституция была одобрена 62 процентами проголосовавших. Сейчас, спустя месяц после всеобщего голосования, власти обещают рассмотреть все предложения оппозиции по изменениям в отдельные статьи, но сам факт принятия новой конституции значительно стабилизировал обстановку в Египте.

Спасение фронта

Либералы конституцию приняли, а страсти вокруг основного закона наконец-то привели к осознанию египетской оппозицией необходимости настоящего объединения. К такому решению Фронт национального спасения (ФНС), организацию, объединяющую крупнейшие демократические партии страны, подтолкнуло и заявление руководства одной из наиболее влиятельных радикальных исламистских группировок "Аль-Гамаа аль-Исламия". Большинство из сотен тысяч сторонников "Аль-Гамаа", как и либералы, голосовали против конституции, но по причинам прямо противоположным: мусульманские радикалы считают, что основной закон не отвечает их требованиям построения исламского государства. То есть поддержка египтянами на референдуме позиции светского ФНС, который призывал выступить против конституции, оказалась еще меньше официальных итогов голосования. 

На площади Тахрир в Каире, Египет
Несколько дней назад все основные партии египетской оппозиции приняли решение выступить единым списком на предстоящих выборах в новую нижнюю палату парламента, которая теперь, по новой конституции, называется Палатой представителей. Они согласились, что только единой силой либерально-демократические организации Египта смогут составить серьезную конкуренцию исламистам в ходе кампании за депутатские места в Палате представителей.

Авторитет "Братьев"

Движение "Братья-мусульмане", к которому до избрания президентом принадлежал нынешний глава государства Мухаммед Мурси, его политическую Партию свободы и справедливости (ПСС), можно без всяких скидок и сейчас назвать правящей. Но чтобы этот статус был оформлен официально, ПСС необходимо уверенно выступить на выборах в Палату представителей, точная дата всеобщего голосования в которую должна быть определена до конца февраля нынешнего года.

Год назад, не имея рычагов управления страной и критикуя действия военных властей, ПСС добилась значительного преимущества над всеми соперниками на выборах в парламент. Теперь авторитет "Братьев-мусульман" полностью зависит от политики руководства страны, которое не без оснований ассоциируется с исламистским движением. И в первую очередь - от изменений в экономике, а в этой сфере у администрации Мурси положение крайне неустойчивое.

Обещанные повышение зарплат и социальных пособий, продолжение политики дотаций основных предметов потребления, в том числе электроэнергии и топлива, искусственное поддержание курса национальной валюты довели до критического уровня дефицита государственного бюджета, который к концу прошлого финансового года составил 170 миллиардов фунтов (более 28 миллиардов долларов), что эквивалентно 11% годового ВВП Египта.

Золотовалютные резервы страны за два года сократились более чем наполовину, до 15 миллиардов долларов. Простой производственных мощностей, отток иностранных инвестиций, безработица, как явная, так и скрытая, - основные причины стагнации экономии Египта. Расчет на международные кредиты, в том числе от МВФ, до сих пор не оправдывается, а "короткие", в основном, портфельные инвестиции от арабских государств не могут кардинально изменить ситуацию, которая даже правительством признается очень сложной. 

Радикальная роль

В этих условиях заметно усилились позиции радикальных исламистских группировок. Помимо традиционной поддержки самых малообеспеченных слоев египетского общества, составляющих большинство населения, радикалы перетягивают на свою сторону и сторонников умеренного исламистского движения "Братья-мусульмане". В середине января 12 радикальных исламистских групп, включая несколько салафитских организаций и "Аль-Гамаа аль-Исламия", заявили, что на выборы в парламент пойдут единым списком, отдельным от других исламистских партий и движений.

Главной задачей "Братьев-мусульман" сейчас становится сдерживание накатывающегося недовольства их внутренней политикой, подступающего из бедных египетских провинций и нищих городских пригородов. Если руководство страны в кратчайшие сроки не примет исключительных мер по решению социально-экономических вопросов, то выход радикальных исламистов на главные позиции в Египте, в том числе получение ими большинства депутатских мест в нижней палате парламента, станет реальностью уже в самое ближайшее время. Тогда уже в ряды оппозиции к Фронту национального спасения присоединятся и "Братья-мусульмане". Но станут ли радикалы считаться с мнением оппозиции, вопрос открытый. 

Новое начало

Выборы новой нижней палаты парламента должны завершить формирование всей структуры государственных органов управления, с первой сессией Палаты представителей закончится "переходный период", который растягивается в Египте уже более чем на два года. В стране избран новый президент, уже действует новая конституция, работает правительство, в ближайшие месяцы должны заработать и обе палаты высшего законодательного органа. Функционирует и судебная система, в том числе ее высшая инстанция - Конституционный суд.

Однако в середине января 2013 года Конституционный суд Египта постановил направить находившийся у него на рассмотрении иск о роспуске верхней палаты парламента - Консультативного совета - на рассмотрение коллегии суда, а принятие решения по другому делу - о незаконности создания Конституционной комиссии - перенести на 3 февраля.

Конституционная комиссия и Консультативный совет в декабре дали зеленый свет новой конституции, а она, в свою очередь, регулирует организацию выборов в новый парламент. В случае принятия Конституционным судом положительного решения хотя бы по одному из двух указанных дел, действующая сейчас конституция Египта будет признана недействительной, и многие процессы, которые, казалось бы, уже завершены, стране вновь придется начинать с самого начала.

Самое читаемое
    Темы дня