наверх
18.04.202410:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Павличенко: Трусливая политическая псевдоэлита не желает рисковать

(обновлено: )27
Административно-территориальная реформа - один из необходимых рычагов преодоления кризиса, считает первый заместитель председателя Черкасского областного совета Виктор Павличенко.

Административно-территориальная реформа - один из необходимых рычагов преодоления кризиса, считает первый заместитель председателя Черкасского областного совета Виктор Павличенко, которого корреспондент РИА Новости попросил рассказать о том, что на самом деле происходит в "глубинке", пока в столице продолжаются бесплодные политические баталии.

Черкасская область - одна из самых молодых областей Украины, образована 7 января 1954 года из окраинных районов Винницкой, Киевской, Кировоградской и Полтавской областей. Площадь составляет 20,9 тыс. кв. км (3,5% территории Украины). Численность населения - 1463,7 тысяч человек (2,9% населения Украины).

- Виктор Васильевич, сначала кратко представьте нашим читателям Черкасскую область, в связи с недавним 55-летним юбилеем.

- Да, наша область была создана 55 лет тому назад, поскольку эта местность на окраинах Киевской, Винницкой, Полтавской и Кировоградской областей отставала в развитии по причине отдаленности управления. Вообще-то история края начиналась как история более-менее целостного территориального объединения, о чем свидетельствуют изучаемые археологами следы более тысячи поселений трипольской культуры, до сотни городищ и захоронений скифских времен.

Казаки-черкасы во многом поспособствовали рождению украинского казачества, как явления демократического, а потом и казацкого государства во главе с Богданом Хмельницким.

Создание области в 1954 году оправдало надежды. Когда-то экономически отсталые территории во многих отраслях вышли на передовые позиции в СССР. И во время кризисов переходного периода строительства независимой Украины, Черкасская область никогда, как говорится, не плелась в хвосте. Сейчас область продолжает занимать первые места в Украине по урожайности зерновых культур и производству зерна на душу населения, минеральных удобрений, птицеводству.

В прошлом году регион вышел к новым горизонтам в развитии автомобилестроения.

- Но, вероятно, сейчас кризис вносит свои коррективы в планы развития региона?

- Конечно, мировой кризис не обошел и нас. Многие проекты пришлось пока отложить на будущее. Тем не менее, бюджет области в 2008 году мы не только выполнили, но и перевыполнили, благодаря чему получили солидные дополнительные финансовые ресурсы. На очередной сессии областного совета 10 апреля этого года депутаты распределили еще 20 миллионов гривен, дополнительно направив полученные средства в образование, здравоохранение, культуру и жилищно-коммунальное хозяйство.

Наша область успешно выполняет план наполнения бюджета и в первом квартале 2009 года. Но последствия кризиса продолжают сказываться - производство ощутимо сокращается, что ставит под угрозу выполнение бюджета уже в ближайшем будущем.

- Что можно предпринять, на Ваш взгляд, для минимизации последствий кризиса?

- В первую очередь, создаются новые рабочие места, хотя их и меньше утраченных. Каждую бюджетную гривну стараемся использовать с максимальной отдачей. Но инициативы местного самоуправления наталкиваются на несовершенство самой системы, о чем все давно знают - от сельского совета до Верховной Рады, президента и Кабмина.

В свое время, в подписанном руководством избирательного блока «Наша Украина» и БЮТ коалиционном соглашении предусматривалась ликвидация двоевластия (безответственности) на местах - с упразднением госадминистраций районного и областного уровней и созданием вместо них исполкомов. Потом к этому соглашению присоединился и блок Литвина.

Но только президент Украины Виктор Ющенко решил дать новый толчок административно-территориальной реформе, опять возникли «тормоза» в виде возражений, будто бы это снова не ко времени: давайте, мол, преодолеем экономический кризис, а потом уже все остальные кризисы начнем преодолевать.

- Думаете, без реформы из кризиса не выйти?

- Мировой опыт свидетельствует, что упомянутая реформа в Украине очень нужна, просто необходима. И чем быстрее реформа будет осуществлена, тем скорее (в счетании с другими мерами, конечно) можно будет надеяться на стабилизацию обстановки в стране и на развитие. Тем более, что такие реформы уже апробированы во многих европейских странах. Без территориально-административной реформы, я уверен, местное самоуправление так и будет оставаться формальным, территориальные объединения - дотационными и недееспособными, а система налогообложения - неэффективной.

Казалось бы, надо радоваться тому, что президент берет на себя львиную долю ответственности за осуществление реформы, которая вполне может стать одним из инструментов выхода из кризиса. Однако идея встречает сопротивление...

На мой взгляд, реформа позволит одним выстрелом убить не двух, а трех зайцев: наконец-то распределить полномочия, упорядочить систему местной власти и наладить настоящее самоуправление; отрегулировать сбор налогов с расширением состава доходов местных бюджетов; ускорить выход из экономического и политического кризиса.

- То есть, спасение утопающих - дело рук самих утопающих?

- В данном случае, нам Европа пытается помочь с реформой, но наша трусливая политическая псевдоэлита ориентируется только на результаты выборов, чтобы ничем не рисковать, не предпринимать никаких решительных шагов, мол, мы сами с усами и еще подумаем, стоит ли спасаться, или нам не так плохо в далеком от совершенства гражданском обществе... Выходит, как в известном анекдоте: давайте свистеть и раскачивать остановившийся поезд, чтобы люди думали, будто мы все-таки еще продвигаемся вперед...

    Самое читаемое
      Темы дня