наверх
20.04.202400:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Параджанов раскрашивал листья краской. Природы ему было мало

(обновлено: )33230
Исполнительница роли Марички в фильме "Тени забытых предков"Иванкова Маричка. Ей было 8. Маленькая харьковчанка Валя Глинько тогда не понимала, кто такой Параджанов.

Рассказывает исполнительница роли маленькой Марички в фильме «Тени забытых предков».

Иванкова Маричка. Ей было 8. Маленькая харьковчанка Валя Глинько тогда не понимала, кто такой Параджанов. Бородатый шумный дядя, который любит ярко одеваться и умеет вышивать крестиком. На роль маленькой Марички ее утвердили за глаза - большие, карие, «как блюдца». Это уже позже о фильме «Тени забытых предков» скажут: «если бы инопланетянам нужно было отправить послание, чтобы имели представление о землянах, следовало бы отправить именно Параджановские «Тени...». А режиссера нарекут гениальным «армянином, родившимся в Грузии и сидевшем в русской тюрьме за украинский национализм». Сегодня у Валентины уже другая фамилия - Шедания, она замужем и растит дочь Маришку. Актрисой Валя так и не стала - она доцент харьковского медицинского университета. Преподает будущим медикам физиологию. 

Валентина Шедания- Я родилась в Харькове, на Старой Салтовке. Отца послали работать в город Долина Ивано-Франковской области, и так мы переехали в Долину. Но позже его опять вернули в Харьков, мы там недолго прожили. Перед школой мама решила меня оздоровить - отправила в пионерский лагерь в Карпаты. Она не хотела меня отдавать в 7 лет в школу - я была слишком маленькой. Даже в 8 лет была меньше всех в 1-ом классе. Вожатая в лагере очень меня любила: маленькая, смешливая, не плаксивая. Поэтому когда приехала съемочная группа Параджанова выбирать девочку (они уже 4 года искали актрису на эту роль), пионервожатая обратила их внимание на меня. А они уже к тому моменту какую-то девочку подобрали - ,вроде бы высокая, красивая, с русой косой длинной. Вожатая говорит: «Посмотрите вот еще на эту». Меня поставили на стульчик, и я им рассказала стишок про зайчика. Причем, соврешенно спокойно, ровно держась. Помню, что совсем не смущалась - не понимала еще тогда, что происходит. Они засмеялись, и сказали: «ну, мы подумаем». Мама приезжает за мной, а я ей: «Я в фильме буду сниматься!». Мама говорит: «Ну, конечно, конечно!..»

- То есть, родители скептически отнеслись?

- Ну, послали маленькую девочку в лагерь - мало ли, что там было. Она себе там что-то придумала и считает, что так оно и будет. Поэтому родители не сразу и отреагировали. Две телеграммы было из Киева - они всё не отвечали. После чего на семейном совете решили: ну, давайте попробуем.

Телеграмма: «Дважды запрашивали согласия приезда в Киев с Валей на кинопробы, ответа не получили, срочно подтвердите телеграфом возможность приезда в Киев. Директор Юрьева»

Телеграмма об утверждении Валентины Шедания на роль в фильме \- А кто был против - мама, папа?

- Мама беспокоилась, потому что я маленькая - отпустить саму, на съемки... Но папа ее убедил.

- Они видели сценарий? Родители знали, что конкретно Вам нужно будет делать, о чем фильм?

- Нет, ничего не знали.

- А Параджанова знали уже в то время?

- Нет, нет. Его фамилия им ничего не говорила. Он же только после «Теней забытых предков» известен стал... После того эпизода в лагере и нескольких телеграмм я была приглашена на пробные съемки на киностудию Довженко. Пробы проходили в павильоне - темный такой бревенчатый павильон, и только постелена «ряднынка». Сидел мальчик с сопилкой, а я должпа была его слушать и произносить какие-то фразы. Это было настолько необычно! Но меня это не пугало, для меня это было органично. Потушили свет, темная комната, он играет на сопилке, я произношу слова, и я в этом живу уже... Я уже чувствую, что я в этом растворяюсь.

 - А пробы проводил сам Параджанов?

- Вы знаете, я этого не помню... Я не помню, что было за кадром. Я настолько погрузилась в процесс, что ничего не замечала - я была вся там, на этой дорожке с мальчиком и сопилкой. После проб мы уехали домой, а через некоторое время пришла телеграмма (я все телеграммы храню)...

Телеграмма:«Валя утверждена роль Марички ТЧК Выезд заключение договора сообщим ТЧК Директор Юрьева». 

- И уже после этого мы с отцом поехали заключать трудовой договор - вот он, тоже храню. Потрепался, желтенький уже. Сколько лет уже прошло...

- А сколько этой телеграмме, этому договору?

- Ну, если мне было 8 лет, значит, лет 40 этим бумажкам уже.

- Где снимали - только в Карпатах?

- Нет, первые эпизоды, которые мы снимали, это было под Киевом в церквушке. Помните, эпизод, когда на ярмарке отец убивает другого отца? Здесь была очень интересная история. После того, как разыгралась эта трагедия на ярмарке, мальчик должен был догнать меня и ударить по лицу. Таким образом, он как бы выражал свою горечь. И у него никак это не получалось: он 7-классник, а я первоклашка. Я для него - ребенок. Девочка, маленькая, и как это можно? Параджанов мне на ушко говорит: «Скажи ему, что он большоооой дурак!». Мотор, съемка. Я ему говорю: «Ты дурак!», он к-а-а-а-ак даст мне оплеуху! «Всё, снято!». То есть, мне досталось... У меня аж слёзы на глазах выступили.

- А как с этим маленьким Иванко складывались отношения? Откуда он?

Валентина Шедания- Он из Львова, его звали Игорь. Он жил с сестрой. И если я не ошибаюсь, у него не было родителей. Я помню только, как мы за ним приехали домой, поднялись к квартире, и вышла сестра старшая. Мы его забрали и поехали сниматься.

- Не конфликтовали?

- Нет! Я была в него безумно влюблена! Он был очень красивый мальчик, мы вдвоем очень долго жили - то одну квартиру нам снимали, то другую, то в деревне нас у бабушки поселили. Мы же в Карпатах - пока погоды для съемок не было - ходили в школу, и все девочки в классе были в него влюблены. Киноактер, звездый мальчик, все с ума просто сходили. А я ревновала жутко! Отношения очень хорошо складывались, мы дружили... Жалко, что не поддержали - я тогда еще маленькая была, чтобы поддерживать отношения. Сейчас мне бы, конечно, очень интересно было узнать, как у него сложилась судьба. Кроме имени, я не знаю ничего, даже не знаю, как искать...

- То есть, закончились съемки, и вы потерялись? Не переписывались?

- Нет, нет, очень жаль, но потерялись...

Телеграмма: «Буду с Игорем в Долине 13-го в 11 часов. Рейс Львов-Ивано-Франковск, прошу привезти Валю к автобусу. Олимпиада Васильевна»

- Был такой эпизод в фильме, когда мы в лесу сидим в шалаше, и мне нужно было испугаться по сценарию. У меня никак не получалось. Там должен был раздаться стук - мы пугаемся и убегаем. Ну, не получается, и всё! Мне стыдно - сорвала съемку, Параджанов меня ругает, я вся сжимаюсь, что столько людей меня одну ждут, и уже день проходит, уходит погода, а мы никак не можем снять этот эпизод. В конце-концов, на следующий день Параджанов громко сткунул о дерево у меня над ухом как раз, я вскочила, глаза огромные - то, что нужно было! Совершенно искренний испуг получился. До этого день пытались добиться, чтобы я испугалась как актриса, а я испугалась как ребенок.

- Как Параджанов с Вами, с Иванком-Игорем работал - к маленьким актерам нужен особый подход...

Валентина Шедания- Вот, есть у меня единственная фотография, где я с Параджановым. Я тут должна была петь и вышивать. Я вышивать не умела, Параджанов - вот, как раз на фотографии - учит меня вышивать крестиком. Он очень хорошо ко мне относился - потому что я была самая маленькая в группе. Я не помню ни одного эпизода неприятного. Все относились как к ребенку, который находится в экстремальных условиях. А условия были действительно экстремальные - могли ночью забирать из дому, могли привозить на 2-3 дня, могли привозить на ночь к маме. Когда уже становилось тяжело, когда сильно скучала, меня администратор привозила в Харьков, сама шла в гостиницу ночевать, а мама меня отмывала от грима - фильм-то цветной, и грима было столько! Три ванны подряд вода была коричневая! Гримом покрывалось всё тело, отмыть его было крайне сложно. Мама меня отмывала, а утром меня забирали и опять везли на съемки. То ли в Карпаты, то ли под Киев. Помню, что у бабушки, у которой нас поселили, был телевизор, и я с упоением смотрела «Лебединое озеро» - это для меня настолько яркое воспоминание, очень четкая ассоциация с периодом съемок.

- Скажите, а голос это Ваш в фильме? Вы сами озвучивали? Всё-таки девочка с Востока Украины, а в фильме - гуцульский акцент.

- Да, сама озвучивала. Кроме песни - у меня нет вокальных данных. Пела другая девочка, я ее даже не видела.

- Сергей Параджанов - ходят легенды о его сумасбродности, неожиданности, в воспоминаниях - это человек-карнавал, человек-праздник. Он правда был таким? Каким он Вам запомнился?

- Очень шумным! Он был очень-очень шумный. Там, где был он, было много шума всегда. Действительно яркая личность, очень веселый всегда, громкий, непредсказуемый. Я помню очень хорошо момент, когда я его впервые увидела. Такой большой луг, склон. Лето. Трава высокая. Идет яркая-яркая группа - человек 10, наверное, и впереди - он. В мексиканском пончо ярком, и в огромной шляпе. Веселый, бородатый, шумный. И рядом с ним женщины-актрисы, в «намыстах», ярких одеждах, платках...

- А шумел он обычно по каким поводам? Злился?

- Иногда. Что-то не ладилось. Или подбадривал. Актеры не собраны, например.

- На съемочной площадке в тот момент кто был для Вас авторитетом? Вы, 8-летняя девочка, понимали, что вот это - Параджанов, что он - режиссер, он - главный?

- Он, конечно, объяснял, что хочет, а дальше уже операторы, ассисенты работали. Подсказывали, подправляли. Если уже что-то не удавалось - он сам подключался. Взрослых сцен я не помню. Но я не думаю, что с его характером, кто-то кроме него был главный на съемочной площадке.

- А гонорар Вам, как актрисе, причитался? По трудовому договору?

- Да, конечно. 175 рублей - по окончании всех съемок. Там еще была приписка - с ненормированным рабочим днем.

- Вы осознавали тогда, что это деньги, которые Вы сами заработали?

- Нет, конечно. Для меня, кроме съемок, ничего не существовало.

Телеграмма: «Ув. Мария Ивановна, Алексей Никитович, дорогая Валюша! С Новым годом! Валюша, это твоя премия, купи себе что-нибудь на память о картине. Как живешь? Учишься? Все тебя вспоминают»


- Это когда они получили на кинофестивале премию, они мне прислали определенную сумму от этого гонорара. На что моя мама купила ковер. По тем временам это было событие, потому что мама у меня - учительница, отец - инженер-механик. То есть, они так много по тем временам не получали, и эта сумма для них была весомой.

- Это больше развлечение тогда для Вас было? Или все-таки работа, от которой устаешь?

- Усталости я не чувствовала. Это было развлечение. Я получала огромное удовольствие. Как ни странно, не смотря на маленький возраст, я не чувствовала себя там одинокой. Это настолько поглощало!

- А вот там есть эпизод, где вы бежите по склону и раздеваетесь. Долго пришлось уговаривать?

- Да, хороший эпизод. Конечно, было очень стыдно! Много людей, все смотрят. И как это - голой бежать. И мы с Игорем очень долго сопротивлялись, потом на нас прикрикнули, объяснили, что это надо. И мне ассистент подсказала: «а ты забеги быстренько в воду, и хлопай-хлопай, чтобы брызги были! Ничего не будет видно!». И я с радостью начала хлопать по воде. А вода была настолько холодной (это был источник), ледяной просто. И мы прыгали туда, били по воде, нас потом выхватывали, кутали быстро, растирали, горячий чай - это уже была осень.

Телеграмма: «Прошу подготовить Валю тепло одетой сроком на 5 дней. Приедет администратор Юрьева»

- Был еще один очень красивый эпизод, который не в полном объеме вошел в фильм - это когда мы бежали по склону. Помню, что тогда специально красили листья - добивались ярокого-яркого, чтобы цвет играл, отблески были. Я помню, что красили деревья, одевали на стволы разноцветые лоскутки. Самой природы Параджанову не хватало...

Т
елеграмма: «Ув. Алексей Никитович! 3-го или 4-го ноября Валя освобождается от съемок. Вы за ней приедете? Или ее отправить с ассистентом? Следующий вызов на съемку - где-то в конце ноября, 29-го или 30-го. Дополнительно сообщим. У нас все время туманы, пасмурно, поэтому не удается детей снять. Валя чувствует себя хорошо. Привет Валиной маме и спасибо за актрису»

- Валентина Алексеевна, после выхода фильма - какой была реакиция знакомых, друзей? Вы сами-то ощущали себя актрисой?

Листовка о показе фильма \- Помню, что после выхода фильма у нас в городе Долина - там, где я жила тогда, самолет-кукурузник разбрасывал листовочки с приглашениями просто на город. Были такие летящие приглашения - по всему центру города. Вот: «Добро пожаловать на просмотр художественного фильма по повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков». Представьте, какое это событие было для маленького городка! Когда летят такие листовки с неба - просто дождем! И люди поднимали, смотрели - что это будет у нас в кинотеатре, и что девочка из этого города там играет. Это было целое событие! Было потом просто паломничество после просмотра фильма, массы девчонок стояли у дверей (где-то они нашли мой адрес) и спрашивали: «Ну, как стать актрисой? Ну, как? Как ты стала актрисой?! Ну, как это случилось?..»

- И как так случилось, что после такого кинематографического детства не возникло желания поступать на актерский? Почему медицинский?

У меня никогда не возникало желания быть актрисой. Изначально - это не моя судьба, я это понимала, чувствовала еще тогда, в детстве...

Беседовала Мария Малевская

    Самое читаемое
      Темы дня