ВАШИНГТОН, 19 ноя - РИА Новости, Алексей Богдановский. Причиной авиакатастрофы в Казани могла быть техническая неисправность, считают опрошенные РИА Новости эксперты в США. Они разошлись во мнении, могло ли авиапроисшествие 12-летней давности быть одним из факторов, которые привели к катастрофе.
Лайнер Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" разбился в минувшее воскресенье в аэропорту Казани, погибли все находившиеся на борту 50 человек. Самолету было 23 года, он побывал во владении семи авиакомпаний.
Почему самолет падал вертикально?
Проанализировав видео с камеры наблюдения, на котором видно практически вертикальное падение самолета, эксперты отметили необычность этого случая.
"Судя по тому, что я видел на видео, это был весьма необычный инцидент. Очень редко случается, чтобы крупный самолет упал под таким углом", - сказал авиационный эксперт Тодд Кертис (Todd Curtis), автор книги об анализе данных в сфере безопасности гражданской авиации.
"Произошло что-то весьма необычное, вероятно, катастрофичная механическая неисправность, которая пока не определена, так как еще не проанализированы "черные ящики" и разговоры в кабине пилотов. Может быть, имели место недостатки в процедурах техобслуживания", - сказал Кертис, отметив, что фактором в катастрофе могли быть и экстремальные погодные условия.
Новости по теме: "Крушение самолета в Казани">>
Профессор Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт (Arnold Barnett) считает, что погода не могла вызвать подобное падение. "Первоначально сообщения о сильном ветре заставили меня заподозрить, что катастрофу вызвал сдвиг ветра или исключительно сильный встречный ветер. Но не одно из этих явлений не вызвало бы практически вертикальное падение самолета", - сказал Барнетт, бывший сотрудник Федерального управления гражданской авиации и Управления по транспортной безопасности США, который сотрудничал в области безопасности с десятками авиакомпаний и аэропортов. Эксперт также не считает, что проблему могло вызвать некачественное топливо.
"По имеющимся сообщениям можно предположить, что пилот отменил две предыдущие попытки посадить самолет. Представляется, что пилоты знали о некоей механической неисправности, что может объяснить их сообщение о "непосадочной конфигурации", - сказал Барнетт. Он не стал строить предположения, могла ли послужить причиной падения самолета проблема с выпуском предкрылков или закрылков, как предположил ранее в интервью РИА Новости опытный военный пилот.
"Отказ механики можно распознать только путем подробного и тщательного исследования всех вещественных доказательств и проведенного обслуживания", - сказал, в свою очередь, Мэтт Робинсон (Matt Robinson), пилот-инструктор и эксперт по авиационной безопасности в фирме Robson Forensic, которая занимается, в частности, расследованием авиапроисшествий. По словам Робинсона, исключительно редко бывает так, что у подобной аварии есть только одна причина. "Чаще в аварии участвуют многочисленные проблемы на разных операционных уровнях - от ошибки пилота до неправильной организации", - сказал Робинсон.
Повлиял ли на катастрофу давний инцидент?
Два эксперта считают, что давнее авиапроисшествие могло повлиять на последующее состояние самолета. По данным консалтинговой компании Ascent, упавший в Казани лайнер в 2001 году "не дотянул" до взлетно-посадочной полосы в бразильском городе Белу-Оризонти, сломав левую стойку основного шасси. Тогда никто не пострадал, а самолет отремонтировали.
"С самолетом произошел инцидент при посадке, но не было серьезного ущерба. Возможно, что это могло иметь некоторое влияние на нынешнюю катастрофу. Это не было бы беспрецедентным случаем... Инцидент в Бразилии вполне мог быть сопутствующим фактором", - сказал Тодд Кертис. Он напомнил о катастрофе лайнера Boeing 747 авиакомпании Japan Airlines, которая произошла в 1985 году и унесла жизни 520 человек. Тогда неправильный ремонт переборки-шпангоута через семь лет проявился в "усталости" металла. В результате переборка разрушилась, что привело к отрыву киля и потере управляемости.
Мэтт Робинсон подтвердил, что возможна ситуация, когда повреждения дают о себе знать годы спустя. "Случается, что проблемы и неисправность в ремонте могут оставаться в "спящем" состоянии на протяжении месяцев, иногда лет, прежде чем произойдет отказ. Это продемонстрировала катастрофа рейса TWA 800 в 1996 году", - сказал Робинсон. Тогда Boeing 747 с 230 людьми на борту упал вскоре после взлета из Нью-Йорка в результате взрыва топливного бака, вызванного коротким замыканием.
Однако профессор MIT Барнетт не считает, что возраст самолета и предыдущее авиапроисшествие могли стать причиной катастрофы в Казани. "Не думаю, что возраст Boeing 737 сам по себе был источником риска. Меня удивило бы, если бы сыграл роль эпизод с шасси 12 лет назад. Как и все остальные, я рассчитываю, что если бортовые самописцы удастся прочесть, они дадут некоторое представление о причинах", - сказал Барнетт.
Эксперты призвали не делать выводов до официальных итогов расследования. Они также выразили надежду, что вылетевшие в Россию специалисты из Национального совета по безопасности на транспорте США смогут помочь российским специалистам установить причины трагедии.