наверх
18.04.202423:59
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Инфраструктурный фонд обеспечит посткризисное развитие Казахстана и РФ

(обновлено: )4
Создание международного Фонда инфраструктурных инвестиций с участием России и Казахстана - одна из новых перспективных форм совместного выхода из кризиса и создания эффективной экономики в посткризисный период, считает Аузан.

МОСКВА, 17 июл - РИА Новости. Создание международного Фонда инфраструктурных инвестиций с участием России и Казахстана - одна из новых перспективных форм совместного выхода из кризиса и создания эффективной экономики в посткризисный период, считает президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан.

По его мнению, у казахстанской стороны, столкнувшейся с кризисом раньше РФ, есть интересный опыт борьбы с ним, который будет востребован в формате нового проекта.

"Кризис на время отложил задачу модернизации экономики, но вложения в инфраструктурные проекты - коммуникации, сферу ЖКХ, энергетику, строительство морских и авиапортов и так далее - не только антикризисные, но и перспективные. Это самое разумное, что могут делать сегодня правительство и банки", - сказал Аузан в интервью РИА Новости.

Международный Фонд инфраструктурных инвестиций создается совместным предприятием Macquarie Renaissance, которое было учреждено в 2007 году как партнерство между российской "Ренессанс Групп" и австралийской Macquarie Group. Участие в фонде примут казахстанский Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", Международная финансовая корпорация (IFC), а также Европейский банк реконструкции и развития.

По мнению Аузана, развивать инфраструктурные сети важнее, чем строить десятки, а то и сотни крупных заводов за государственные деньги.

"Идея создания фонда возникла еще до кризиса. Проблемы у России и Казахстана были общие - диверсификация экономики и избавление от чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей. Впрочем, последнее позволило им стать настоящими "локомотивами роста" в ЕврАзЭс, в трудное время сохранив некоторый избыток капиталов, чем не могут похвастаться другие государства СНГ", - сказал он.

Впрочем, у этих стран есть другие ресурсы, в частности, дешевая рабочая сила, напомнил президент Института национального проекта "Общественный договор". "Фонд даст им ключ для решения проблем, не навязывая бизнес-решений", - указал он, добавив, что речь идет не о "вторжении" капиталов, а о создании инфраструктурных каналов, которые республики потом могут использовать себе во благо.

ПИОНЕР В БОРЬБЕ С КРИЗИСОМ

Первым механизм концентрации госинвестиций в инфраструктурные проекты применил Сингапур, Казахстан сделал то же, но в других масштабах, отметил эксперт. По его мнению, в совместных проектах такого рода механизм может дать неплохие результаты.

Казахстан оказался пионером антикризисной борьбы, столкнувшись с кризисом на год раньше России, и уже научился с ним справляться, напомнил Аузан. Он рассказал, что особое внимание в Казахстане уделяется проблемам малого и среднего бизнеса - этим занимается специально созданный в рамках "Самрук-Казына" фонд "Даму". Его задача - помочь предпринимателям пережить кризис и выйти из него на качественно новом уровне.

"Здесь Казахстан тоже идет впереди других стран СНГ, поставив эту задачу как ключевую в борьбе с кризисом. В первую очередь, казахстанские власти стремятся шире открыть рынок для продукции небольших предприятий, развивая госзаказ и стимулируя заказы от крупных корпораций", - отмечает Аузан.

Чтобы помочь малому и среднему бизнесу, необходимо упростить международную сертификацию товаров, решить проблемы с финансированием, снять административные барьеры. Но Аузан предостерегает от ошибки, которую можно сделать, полностью отменив все правила, поскольку "в этом случае победит не честный производитель, а мошенник".

ВЫЧИСТИТЬ ШЛАК И СЛЕДИТЬ ЗА КАЧЕСТВОМ

"В рамках совместной работы с "Самрук-Казына" мы предложили фонду более 100 конкретных мер, призванных помочь малому и среднему бизнесу", - рассказал Аузан. В частности, это аудит деятельности госорганов - оценивается эффективность и необходимость тех или иных конкретных функций.

"Проблема не только в том, что барьеры выгодны чиновникам. Со временем нарастает шлак, который не счищают ни предприниматели, ни власть. Мы собираемся вычистить эти мертвые зоны", - говорит он.

Не менее важен - особенно в кризис - контроль качества продукции. "Мы предложили организовать на потребительских рынках надзор с тем, чтобы товары были дешевыми и при этом качественными. Иначе страна не сможет выйти с ними на внешние рынки", - заметил эксперт.

По его словам, большая часть мер должна дать эффект через 5-7 лет, но некоторые могут принести результат уже в 2009 году. "К концу года у казахстанского правительства будут основания для принятия конкретных решений", - сказал Аузан.

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Создание Фонда инфраструктурных инвестиций Аузан рассматривает как дополнение к уже ведущейся работе. "Это другая сторона медали, - говорит он. - То, что мы уже делаем для малого и среднего бизнеса - институциональные изменения, деятельность Фонда предполагает перемены инфраструктурные".

В комплексе эти меры будут максимально эффективными. Их главная цель - формирование посткризисного будущего, которое может быть очень разным. "Не дай Бог вернуться в ту точку, из которой мы вышли", - говорит Аузан. Если Россия и Казахстан не сумеют диверсифицировать экономику, обе страны столкнутся со сложностями, полагает он. При этом у них есть все предпосылки для модернизации - и наличие крупных городских агломераций с потенциалом для бурного развития, и активно развивающееся сельское хозяйство.

"Проект Фонда имеет хорошие стартовые перспективы и все возможности для дальнейшей продуктивной реализации", - заключил глава Института национального проекта "Общественный договор".

    Самое читаемое
      Темы дня