наверх
29.03.202404:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Миротворцы ООН на Донбассе: гаранты мира или участники войны?

Обстрелы на Донбассе (709)

(обновлено: )195160
Угроза перерастания столкновений на Донбассе в новую волну полномасштабной войны вновь крайне остро поставил вопрос: как же все-таки можно удержать стороны от активных боевых действий?

Иннокентий Адясов, для РИА Новости Украина

Согласно Минским соглашениям, контроль за соблюдением перемирия (включая и верификацию процесса отвода тяжелых вооружений из зоны конфликта) возложен на Специальную мониторинговую миссию (СММ) ОБСЕ. Но, к сожалению, СММ не смогла справиться с задачей добиться устойчивого прекращения огня в зоне конфликта.

И это было ожидаемо – СММ ОБСЕ сугубо гражданская миссия, она может только фиксировать нарушения сторонами Минских договоренностей, но силового потенциала у миссии нет. ОБСЕ уже разъяснила ситуацию со своими наблюдателями в Украине: организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не будет увеличивать численность наблюдателей на Донбассе из-за отсутствия гарантий их безопасности.

Заместитель председателя СММ ОБСЕ на Украине Александр Хоук заявил, что нет смысла размещать больше наблюдателей, если команде не будет гарантирован свободный, неограниченный доступ ко всей территории.

Вполне закономерно, что на фоне нового обострения ситуации на Донбассе вновь актуальным становится вопрос о вводе в зоны конфликта миротворческих сил (МС) ООН.

Киев торопит

Практически сразу после подписания соглашений "Минск-2" Киев стал активно поднимать  вопрос о вводе миротворцев в зону конфликта.

Еще 18 февраля Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины по предложению президента Порошенко одобрил обращение к ООН и Евросоюзу о развертывании на территории Украины миссий по поддержанию мира и безопасности. Спустя две недели украинский лидер направил в Верховную Раду законопроект об обращении парламента к генеральному секретарю и Совету Безопасности ООН о направлении на Украину миротворцев. А несколько дней назад, 4 июня, Верховная Рада одобрила поправки в законе "О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины".

В третью статью документа было добавлено положение, согласно которому целью пребывания иностранных вооруженных сил в Украине может быть "предоставление стране, по ее просьбе, помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержке мира и безопасности на основании решения ООН или ЕС".

Также в закон добавили запрет на участие в таких операциях вооруженных сил государств, "которые развязывают против Украины вооруженную агрессию". Тем самым Киев, считающий Россию стороной конфликта, хочет исключить Москву из любых миротворческих операций на Донбассе – как напрямую, так и через формат ОДКБ.

Киев сразу сделал ставку на проведение на Донбассе "полицейской миссии" (причем украинская дипломатия хотела привлечь к это миссии не только ООН, но и ЕС), то есть речь по факту шла о содействии миротворцев в разоружении воинских формирований "народных республик" как незаконных.

Полицейская миссия ЕС уже недолгое время находилась на Донбассе – она была частью международной полицейской миссии, которая расследовала падение Boeing 777 Malaysia Airlains в зоне проведения АТО. Но из-за возобновления активных боевых действий миссия была выведена из Донбасса.

Судя по всему, Киев сейчас заинтересован к привлечению к "полицейской миссии" в зоне конфликта (с санкции СБ ООН или без таковой) миротворческих силы (МС) ЕС.

Первая в истории этой организации миротворческая операция под условным наименованием "Конкордия" была проведена Евросоюзом в 2003 году в Македонии. Наиболее крупной военной операцией ЕС по урегулированию ситуации в кризисном регионе является операция "Алтея" в Боснии и Герцеговине.

По замыслу Киева, МС ООН или миротворцы ЕС должны взять под контроль и границу между Россией и "народными республиками".

Принято считать, что "народные республики" категорически против ввода миротворческих сил – конечно, если это не МС России или ОДКБ. Но это не совсем так.

Здесь наблюдается определенная гибкость, и при определенных условиях руководство неподконтрольных Киеву территорий готово детально рассмотреть возможность ввода МС ООН в зону конфликта (о миротворцах ЕС речь не может идти категорически).

В конце ноября 2014 года парламент самопровозглашенной ДНР даже призвал ООН вести миротворцев в зону конфликта.

Смотрите также: Порошенко в Краматорске пообещал "не пустить агрессора"

"Мы обращаемся к мировому сообществу и Российской Федерации с просьбой остановить гуманитарную катастрофу и социальный геноцид, к которым привели действия украинского правительства. Мы требуем созвать экстренное заседание Совета безопасности ООН и рассмотреть на нем вопрос вмешательства миротворческого контингента с участием представителей Российской Федерации для контроля за выполнением достигнутых ранее договоренностей и разрешением гуманитарной и социальной ситуации", – говорилось тогда в заявлении парламента самопровозглашенной республики.

Участие Российской Федерации в любом из форматов миротворческих контингентов сейчас маловероятно, и в "республиках" это хорошо понимают.

Но, возможно, непризнанные республики могут согласиться на ввод МС ООН при следующих условиях: воинские контингенты в МС должны быть из нейтральных стран; присутствие любых воинских формирований из стран НАТО неприемлемо; миротворцы должны находиться только в демилитаризованной зоне и не контролировать границу с Россией; ООН должна дать гарантии немедленного прекращения обстрелов населенных пунктов "народных республик" со стороны украинских силовиков (это может стать прологом миротворческой операции); и, наконец, ввод МС ООН должен быть синхронизирован со снятием экономической блокады.

Есть высокая вероятность того, что при соблюдении этих условий РФ сможет поддержать в СБ ООН резолюция о введении миротворческих сил на Донбасс.

Вообще и позиция Москвы в отношение введения МС на Донбасс эволюционировала: еще в начале года МИД России был против такого шага, считая, что ввод миротворцев будет противоречить Минским соглашениям, но 16 марта 2015 года глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров уже отмечал, что Москва готова участвовать в обсуждении идеи о направлении миротворческой миссии в Донбасс, если заинтересованность в этом проявят стороны конфликта.

Сейчас все сильнее ощущение, что противоборствующие стороны понимают: ситуация патовая, и решить ее военным способом невозможно.

Похоже, шансы, что и Киев и "народные республики" смогут детально обсуждать аспекты МС ООН, серьезно повышаются.

Эффективен ли такой формат?

Безусловно, возникает вопрос: будет ли эффективна миротворческая операция ООН на Донбассе? Сможет ли она блокировать конфликт?

Вопрос крайне непростой.

В истории ООН были как полностью провальные, так и вполне успешные миротворческие операции.

Понятно, что любая историческая параллель не совсем корректна, но, пожалуй, миротворческую операцию в Донбассе можно сравнить с подобными миссиями ООН на Кипре (там миротворцы находятся с 1974 года и смогли содействовать запуску и продвижению политического диалога между греческой и турецкой общинами острова) и миссией ООН в Анголе в начале 90-х годов (тогда МС ООН смогли относительно эффективно развести противоборствующие силы и подготовить страну к проведению свободных выборов).

Но одно понятно уже сейчас: самая успешная миротворческая миссия может лишь остановить вооруженный конфликт и дать возможность сторонам начать политический диалог в условиях относительного мира. Но она не может заставить противоборствующие стороны прийти к компромиссу.

Самое читаемое
    Темы дня