наверх
23.04.202420:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реклама лекарств не лечит — эксперт

Медреформа или медицинский геноцид? (352)

(обновлено: )43003
Во избежание самолечения украинцами, нужно убрать разделение лекарственных средств на рецептурные и безрецептурные, отметила Елена Труш.

РИА Новости Украина — РИА Радиостанция "Голос Столицы"

За рекламой лекарств и медицинских препаратов усилят контроль. Этим собираются в самое ближайшее время заняться в Минздраве. Сейчас примерно 30% от общего количества рекламы на украинском телевидении – это реклама лекарств и медицинских изделий. На отдельных каналах объем подобной рекламы составляет даже более 50%. Такие результаты мониторинга программ телеканалов, который проводила Национальная рада по вопросам телевидения и радиовещания в марте этого года.

В Минздраве говорят, что именно реклама лекарств на рынке – недобросовестная. А все потому что за ней и ее содержанием нет четкого механизма контроля. Как объясняют в ведомстве, сейчас правомерность трансляции рекламы лекарств регулируется законом «О рекламе». В одной из его статей сказано, что информацию для рекламы медпрепаратов может предоставлять только Минздрав. 

Однако, в этом же законе — полное противоречие. Согласно другой статье — Минздрав не включен в перечень госорганов, которые могут контролировать рекламу лекарств. Более того, ни один из госорганов не может отдельно влиять на рекламу лекарств – только в совокупности. Так, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания имеет полномочия только в отношении порядка и объемов размещения рекламы, а если видит непорядок в эфире телерадиоорганизаций, то обращается к Госпродпотребслужбе.

Подробнее о рекламе лекарств рассказала в эфире радиостанции Голос Столицы издатель медицинских журналов "Приватний лікар", "Участковый врач" Елена Труш.

По вашему мнению, сейчас действительно рынок перенасыщен недобросовестной рекламой лекарств?

— Я бы сказала, что проблема не в рекламе лекарственных средств как таковой. И я не считаю запрет рекламы эффективным инструментом приведения в порядок этого вопроса. Поскольку реклама безрецептурных лекарственных средств, ее основной целью есть манипуляция поведением потребителя, и в результате мы получаем большой процент самолечения со стороны пациентов. Говорить о том, что нужно запретить рекламу, и это решит все проблемы, нельзя. Но недобросовестной рекламы очень много.

В чем недобросовестность рекламы?

— Потому что пациенту не предоставляется полная и достоверная информация о возможностях лекарственного средства, его составе, и, как правило, преувеличивается эффект, который получит пациент. Но самая большая проблема, которую я вижу в рекламе лекарственных средств, состоит в том, что руль в управлении здоровьем мы передаем пациенту, что приводит к неэффективности системы здравоохранения, которая должна управлять общественным здоровьем. То есть это приводит к низкой обращаемости к врачам и самодиагностике. Но самодиагностике, к сожалению, в самом ее плохом проявлении.

Мы страна, которая лидирует по запущенным формам рака, мы страна, которая лидирует по сердечно-сосудистой смертности, числу инсультов, инфарктов и т. д. И рекламы лекарственных средств априори не должно быть, потому что лекарства являются инструментом врачей, а не забавкой для пациентов. То есть в делении лекарств на рецептурную и безрецептурную групп и заложена суть этого конфликта. Лекарственные средства, которые относятся к безрецептурным, и которые разрешены к рекламе, должны быть исключены. То есть средства для здоровья, БАДы должны быть абсолютно разрешены к рекламе. А лекарственные средства, которые не должны рекламироваться, поскольку они действительно являются лекарственными средствами, должны попадать в категорию рецептурных лекарственных средств, и должны быть запрещены к рекламе. 

Из-за того, что человек видит рекламу какого-то лекарственного препарата, он не обращается к доктору, принимает решение сам лечиться, из-за этого меньше обращений к врачу, и из-за этого меньше возможностей на ранних стадиях диагностировать какие-то серьезные заболевания?  

— Не совсем так. Во-первых, реклама не растит доверие и не приводит к увеличению потребления. К увеличению потребления приводит пиар, а не реклама. Реклама является триггером. Она стимулирует покупку у пациентов. Поэтому у нас не должно вообще складываться ситуации, при которой мы навязываем населению самолечение при помощи тех или иных средств.

Тогда не нужно запрещать рекламу лекарственных препаратов?

— Реклама безрецептурных лекарственных средств — это явление вторичное, которое возникает в результате низкого уровня доверия к медицине, к инфляции доверия. И МОЗ своими действиями, своим пиаром способствует отрицательному эффекту рекламы. И теперь же ее хочет запретить. Проблема не в рекламе. Проблема заключается в том, что наши пациенты не доверяют врачам. Им сложно получить качественную, доступную, с нормальным уровнем сервиса медицинскую услугу или медицинскую помощь. И не запретом рекламы решается эта проблема. Не в рекламе корень проблемы. Реклама должна быть. Но лекарственные средства, которые относятся к категории именно лекарственных средств, должны быть перенесены в группу рецептурных лекарственных средств, а то, что не является лекарствами, и не называть их лекарствами, разрешить к рекламе на телеканалах, радио и т. д.

Читайте также: Хозяйке на заметку: как защитить себя в случае некачественной медпомощи

Например средства от простуды, это можно рекламировать или нельзя?  

— Его можно рекламировать, если его не называть лекарством. То есть должно быть четко разделено, что врачи занимаются лечением, и их инструментами являются лекарства, а пациенты могут заниматься только самопомощью. Давайте не называть ибупрофен, например, лекарством, а назовем его средство для здоровья при повышенной температуре. Чтобы у пациентов не складывалось впечатление, что они лечатся, а не оказывают самопомощь.

Таблетки от головной боли можно рекламировать?

— Безусловно, таблетку от головной боли  можно рекламировать, если ее не называть лекарством. Должно произойти семантическое разделение понятий. Есть лекарственные средства, и эти лекарственные средства продаются в аптеке по рецепту врача, а есть категория продуктов, предназначенных для здоровья. И если туда ибупрофен попадает, пожалуйста, рекламируйте, пожалуйста, продавайте без рецепта. Но у пациента не должно складываться мнение, что он сам себе доктор, он сам себя лечит.

Ранее менеджер группы по реформе системы здравоохранения Реанимационного Пакета Реформ Александр Ябчанка заявил, что украинцы тратят миллиарды на бесполезные лекарства из-за врачей.

В то же время глава правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко отметил, что фальсифицировать лекарства "помогает" государство.

Самое читаемое
    Темы дня