наверх
28.03.202423:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоговые правила 2017 года в комментариях эксперта

(обновлено: )154222
Руководитель налогового комитета Торгово-промышленной палаты Украины Дмитрий Михайленко разъяснил в эфире "ГС", что измениться в налогообложении бизнеса после того, как Украина станет членом BEPS.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

В Украине установят новые налоговые правила. С 2017-го года страна станет членом Ассоциации BEPS, которая занимается внедрением рекомендаций по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

По словам экспертов, бизнес должен готовиться к тому, что государство будет усиливать налоговое законодательство для борьбы с размыванием налоговой базы. Каких изменений стоит ждать в ближайшее время, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы руководитель налогового комитета Торгово-промышленной палаты Украины Дмитрий Михайленко.

Читайте также: Налоги на телефон и кофе. Проект госбюджета Греции на 2017 год

Расскажите, чем занимается ассоциация?

— У всех стран есть свое более или менее жесткое законодательство, которое как  устанавливает налоги, так и пытается поймать тех, которые от них уклоняются. Естественно, между законодательствами различных государств бывают нестыковки. Эти нестыковки пытаются использовать налогоплательщики. Самый популярный, наверное, пример, это ситуация с американскими корпорациями типа Apple, которые умудрились на законных основаниях не платить налоги ни в США, ни в Ирландии, просто потому, что в этих двух странах были взаимоисключающие нормы. BEPS потихонечку нарабатывает эти ситуации, где происходят такие нестыковки, и предлагает их решение, чтобы, соответственно, хоть где-то налоги платились. Собственно, вот такие наработки были сделаны примерно три года назад. Они касались усиления налогообложения постоянных представительств, усовершенствования правил трансфертного ценообразования и некоторых других механизмов, которые местами даже отсутствуют в украинском законодательстве. То есть надо понимать, что BEPS изначально сосредоточено на налоговых проблемах развитых государств, а Украина некоторых из вот этих элементов даже не знает. Как бы то ни было, они сказали: мы порекомендовали вам сделать то-то и то-то, а вы дальше уже разбирайтесь, готовы ли вы это внедрять. Украина начала это внедрять в этом году. То есть она адаптировала, сделала антиоффшорный законопроект после скандала панамского, который направлен на то, чтобы некоторые из рекомендаций BEPS действительно учесть и добавить налогообложение. Повторюсь, основной упор делается на трансфертное ценообразование и на постоянные представительства. Решается проблема, каким образом контролировать тех, кто уклоняется. Для этого Украина планирует присоединиться к автоматическому обмену налоговой информацией, чтобы больше знать, кто является бенефициаром, связанным лицом в соответствующих компаниях. Вот, вкратце, и состоит те идеи, которые у нас носятся в воздухе, и будут оформлены или законодательными актами, или правительственными решениями.

Много стран является участниками ассоциации?

— Несколько десятков, более 50. И причем, вы же поймите, эти инициативы, например, обмен налоговой информацией, он уже охватывает почти весь мир. Не все инициативы будут внедряться в Украине, будет внедряться то, что Украина считает важным именно для своего законодательства, где у нас есть пробелы.

Насколько эти рекомендации адекватные для Украины?

— Они очень долго обсуждались, и они являются отражением объективных проблем, которые уже пережили наши соседи. Украина, безусловно, строит свое законодательство по образу и подобию других государств. И если другие государства вокруг нас, например, вводят законодательство о контролируемых иностранных компаниях, то Украина его тоже неизбежно введет. И это тоже запланировано в рамках антиоффшорных мероприятий. Поэтому кому-то они покажутся страшными, добавляют налоговой нагрузки, но так ведь это же и реакция на то, что кто-то нашел нишу, когда можно не платить налоги. Но BEPS пытается эти пробелы заполнить соответствующим налогообложением. В нормальной стране люди половину денег отдают на налоги. Просто они знают, куда эти деньги идут, и умеют их контролировать. Поэтому у них не возникает принципиальных вопросов, почему эта половина денег, а не 25%. А украинский бизнесмен решает отдать ли 5% или 10%.

После того, как Украина станет членом ассоциации BEPS, украинский предприниматель уже не сможет решать, сколько именно ему платить?

— Нет, не совсем так. Украина просто будет добавлять в налоговое законодательство новые и новые наработки. Поэтому украинский предприниматель и дальше может поиграть, попрятаться. Вопрос лишь в том, что, обладая более совершенным арсеналом борьбы с ним, конечно, Украина рано или поздно этим арсеналом воспользуется.

Налоговое давление станет больше?

— Это просто устранение антиконкурентных перекосов, которые объективно существуют сейчас в Украине, когда кто-то платит, а кто-то не платит.

Будут украинские предприниматели готовить какие-то отчеты о своей работе?

— Да, это возможно. Опять же, я ориентируюсь не столько на план BEPS, сколько на его адаптацию в законопроекте, который был разработан в июле. А там предполагалось, что усилится контроль за активами за рубежом, наличием корпоративных прав, имущества и все такое прочее. То есть это был второй законопроект, который был бы под декларирование и косвенные методы. Поэтому, опять же, надо понимать, украинские предприятия и украинский предприниматель обязан сейчас подавать отчетность о наличии активов за рубежом. Другое дело, что очень многие этой обязанностью пренебрегают. Ввели законодательство о бенефициарных собственниках, обязательно раскрытие, но мы посмотрели картину по некоторым отраслям, 75% написали чепуху, но ничего не раскрыли. Мероприятия, связанные, например, с автоматическим обменом информацией, позволяют проверять, то есть правду написали или не правду. По ним, соответственно, можно сделать уже и налоговые выводы, как облагается та или иная операция. Добавить налогообложение, добавить налоговые разницы. Для этого есть специальные нормы в законодательстве. Поэтому, повторюсь, то, о чем мы ведем речь, это одновременно ряд материально-правовых норм, то есть усиление налоговой нагрузки, устранение пробелов в налогообложении. Но это и также ряд процедурных инструментов, которые позволяют эффективнее обнаруживать правонарушителей.

Система налогообложения начнет меняться после вступления в ассоциацию BEPS. Около 15 стран, которые присоединились к BEPS, изменили свое законодательство. В этих странах украинский бизнес имеет своих юридических лиц. Как быть с этим?

Еще раз. Если украинский бизнес где-то имеет юридических лиц, дочерние предприятия, на законных основаниях созданные, наверное, там есть законодательство соответствующей страны, и есть Конвенции об устранении двойного налогообложения, которые пытаются устранить налогообложение и в Украине, и в той стране. Эти конвенции уже в большинстве случаев с большинством государств заключены, и я не считаю, что это является какой-то там принципиальной проблемой. Это уже решение, которое существует. Мы говорим, что в некоторых случаях наш бизнес умудряется не платить ни там, ни там. Собственно, BEPS — это рекомендации на заполнение вот таких ситуаций, когда не то, чтобы устраняется двойное налогообложение, а умудряется нигде не заплатить. Вот они и решают, как все-таки какую норму правильную принять и какая страна должна проявить больше агрессивности в их взимании. Есть такие ситуации, то есть создали холдинговые компании за рубежом и спрятались, типа нас никто не видит. Вот для таких бизнесменов, которые получают дивиденды, а, фактически, их не налогооблагают в надежде, что никто не узнает, что они есть, одним из элементов вот этого плана является законодательство о контролируемых иностранных компаниях. Распределил, не распределил дивиденды, считаем их условно распределенными, облагаем украинским налогом, если узнаем, что ты стоишь за этим номинальным акционером.

Ранее эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил, что для увеличения налоговых и таможенных поступлений в бюджет необходимо создавать условия для развития бизнеса. По его словам, лучший способ увеличить поступления в бюджет — ликвидировать ГФС.

А Генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк и директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко в эфире "ГС" прокомментировали, как повышение акцизного сбора на спиртовые и табачные изделия отразится на производителях и оптовиках. 

Самое читаемое
    Темы дня