наверх
29.03.202404:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Землянский: нормальный энергорынок без роста доходов населения невозможен

40511
Формировать конкурентный рынок там, где потребитель неплатежеспособен, - это абсурд, заявил в эфире "ГС" эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Правительство приступило к формированию энергетического рынка страны. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман.

"Формирование полноценного энергетического рынка, рост объемов собственной добычи газа, внедрение энергоэффективности, увеличение поступлений от государственных компаний в бюджет — все это последствия тех решений по оздоровлению энергетического сектора, которые мы принимаем", — заявил Гройсман. 

При этом премьер-министр подчеркнул, что в рамках создания энергетического рынка, Украина недавно заключила договора с компаниями Trading SA и TrailStone Energy LLC. 

Читайте также: Forbes. "Нафтогаз" и "Газпром": Украина проявляет дружелюбие

В октябре французская компания Engie подписала соглашение с "Укртранснгазом" о хранении газа в украинских хранилищах. 

Перспективы формирования энергетического рынка Украины прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский

Что вы скажете о том, что в Украине начался процесс создания энергорынка? 

— Процесс у нас и не останавливался. То есть в 2015 году был принят закон о рынке газа, который, собственно, и создал необходимые правовые предпосылки, правовые условия для формирования рынка газа, и, в принципе, в промышленном секторе, где он существовал, по большому счету, и до этого, мы наблюдаем определенную либерализацию. Да, мы видим возможность промышленности, крупных предприятий, юридических лиц, возможность покупать газ как у НАК "Нафтогаз Украины", так и у независимых трейдеров. То есть присутствие альтернативы, рыночное ценообразование, НКРЕ КУ не вмешивается. Но я боюсь, что на этом формирование рынка и заканчивается. Все, что касается населения, все, что касается предприятий коммунальной энергетики, вот здесь пошло уже жесткое административное регулирование, которое называется рыночным. Вот что самое парадоксальное в этой ситуации. Потому что цены на газ для населения и цены для теплокоммунэнерго для производства тепла и горячей воды, цены на газ для производства тепла и горячей воды, они установлены как раз постановлением Кабмина 385, которое было принято в конце апреля, и которым регулируются цены на газ для вот этих категорий потребителей.

Что должен предусматривать энергорынок страны? 

— Когда заходит речь вообще о рынке, то есть само слово рынок подразумевает наличие конкуренции. Возможность появления массы независимых трейдеров, возможность поставщиков. То есть вы, как потребитель, по идее, если мы берем не букву, а дух третьего энергопакета, который у нас активно имплементируется, вы как потребитель, должны оказаться в лучших условиях, чем были до начала реформ. Вот мы видим, прошло три года, и вы как потребитель оказались гораздо в худших условиях, потому что тарифы для вас выросли в восемь раз. Мы берем конкретный случай Украины в данном случае. А доходы ваши, естественно, в восемь раз не возрастали, и даже в два раза они не увеличивались. Соответственно, формировать конкурентный рынок там, где потребитель не платежеспособен, это абсурд. То есть мы формируем рынок для избранных, потому что, в принципе, правительство сознательно, не морщась, не краснея говорит: да, у нас, условно говоря, уже 8,7-8,9 миллионов домохозяйств, то есть 80% населения будет получать субсидии. Так извините, чем это отличается от той ситуации, которая была до начала реформ, когда НАК "Нафтогаз" субсидировался из бюджета. Формально — да, для МВФ она отличается. НАК "Нафтогаз" вроде бы как деньги собирает с рынка. Но по факту это те же самые бюджетные деньги, наши с вами налоги, налоги предприятий, бизнеса, которые платятся, которые идут на покрытие разницы в тарифах. Потому что вы как потребитель платите меньше, и в некоторых случаях даже меньше, чем вы платили до подорожания, если вам посчастливилось стать получателем субсидии. Вот такая ситуация на сегодняшний день, рыночная выглядит, вот так рынок выглядит у нас на сегодня.

Создание адекватного энергорынка в Украине отразится на коммунальных тарифах для населения? 

— Оно отразится в любом случае. Любая либерализация ведет к росту тарифов. Весь вопрос в том, на фоне чего происходит рост тарифов — это первое условие, имеется в виду экономическая ситуация в стране. И с какой скоростью происходит этот рост тарифов. Потому что кратный рост тарифов ни к чему, кроме либо вымывания бюджетных средств, либо обнищания населения не ведет. Причем в очень короткий промежуток времени. Если взять опыт РФ, которая проводила определенную либерализацию цен и подъем тарифов, как у нас любят говорить, до экономически обоснованного уровня, там это происходило в конце 90-х, в начале нулевых. Там тоже, действительно, кратно выросли тарифы, в два-три раза, но там пропорционально росли и доходы. То есть формировать, еще раз повторюсь, формирование рынка при условиях неплатежеспособности большей части потребителей — это абсурд. То есть если мы говорим о том, что мы хотим двигаться в направлении рынка, тогда тарифы должны расти в каком-то понимаемом объеме, то есть не более 20% в течение года, имеется в виду. И, соответственно, вот этот рост должен покрываться и ростом доходов. То есть не может быть отдельно взятая реформа энергетики без реформы всего остального, и прежде всего, доходов, что отражалось бы на доходах граждан. Поэтому, естественно, мы получили ту ситуацию с субсидиями, которую имеем сейчас. 

Если мы проводим параллель с обычным рынком, то как он может существовать без покупателей?

— Да, если вы вынесли товар на рынок. Мы же, давайте не забывать, еще говорим о социальной функции государства. Говорим о вещах, это же не зря заносится в категорию критического импорта, который является критически важным для жизнеобеспечения. Мы же не в Африке живем. Если бы мы с вами жили в Африке, использовали газ, например, только, или у нас климатическая зона позволяла минимально проходить, с минимальными потерями отопительный сезон, или его вообще бы не было, и мы газ использовали только для приготовления пищи, тогда вообще вопрос бы не стоял. Но мы же говорим, по сути дела, о выживании большей части населения, потому что у нас в крупных городах в основном газ является основным источником именно при прохождении отопительного сезона.

Владимир Гройсман подчеркнул, что в рамках создания энергорынка Украина недавно заключила контракты с компаниями  Trading SA и  TrailStone Energy. До этого в октябре французская компания  Engie подписала соглашение с "Укртрансгазом". Что это за компании? 

— Первые две — это тредеры. Причем такие мультиориентированные. То есть им все равно, чем торговать, что газом, что нефтью, что углем. Это трейдинговая компания, которая занимается просто торговлей. Engie — это французская компания, это бывшая "Газ де Франс Суэц", она переименовалась в Engie. Зашла она сюда, но мы видим с вами на сегодняшний день, опять же, в нынешних условиях, то есть, понятно, что на европейских рынках работают крупные компании, это не вызывает, при чем, транснациональные, это не вызывает ни у кого никаких нареканий. Потому что это дает возможность за счет конкурентной борьбы тарифы достаточно лояльно выставлять и в определенной степени даже снижать. Мы с вами говорим о том, что заходит крупный трейдер на украинский рынок, французский, который имеет хорошие отношения с российским "Газпромом", в отличие от НАК "Нафтогаз Украины", и который не имеет никаких политических ограничений для того, чтобы с "Газпромом" продолжать вести работу. 

Отчасти это некие возможности создает для Украины? 

— Конечно. У  Engie есть контракты с "Газпромом", давайте любой из наших трейдеров, НАК "Нафтогаз" ограничен по политическим причинам, наши частные трейдеры не могут сейчас выйти напрямую на "Газпром", потому что никто из России газ не продаст. Кстати, тот же российский газ можно абсолютно спокойно купить на европейском рынке. Предложений, честно вам скажу, валом. Участники рынка говорят о том, что с российским газом проблем нет, он у нас-то и реверсом, который заходит, по сути, является российским. И мы получаем игрока на рынке, который имеет преференции по отношению к другим. То есть и к тому же НАК "Нафтогаз Украины". То есть он может закупать дешевый газпромовский ресурс, либо реализовывать его здесь, либо транзитировать  его в направлении Европы. То, что 10 лет назад считалось преступлением, сейчас это называется либерализацией рынка, это все нормально. То есть с точки зрения рыночной логики — да, с точки зрения государственной логики, мне кажется, что совершенно неправильное решение, потому что, по сути дела, сначала НАК "Нафтогаз" может быть выдавлен как трейдер с рынка, потому что его место займет абсолютно спокойно  Engie. А дальше там станут вопросы транзита, когда  Engie получит полные возможности использовать украинскую ГТС, договариваться с "Газпромом", и решать вопрос с транзитом. 

Читайте также: Газовый пазл или транзитный сoming out "Нафтогаза"

Ранее член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в эфире "ГС" спрогнозировал, как Украина сможет пройти отопительный сезон с минимальными запасами газа. Он добавил, что "Нафтогаз" стоит перед выбором — будут мерзнуть украинцы или ЕС.

А эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич в эфире "ГС" заявил, что Украине легче договориться с "Газпромом", чем доказать всему миру, что можно пересмотреть условия контракта на поставки газа.

Самое читаемое
    Темы дня