наверх
25.04.202415:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Генетика гражданской войны

Донбасс и "генетика" Нищука (31)

(обновлено: )1528241
Этнический национализм для современной Украины – это даже не путь к распаду государства. Это распад, настоящая гражданская война, а в конце – разделение территорий между сильными.

РИА Новости Украина

Генетика на службе у невежд

Неожиданная "слава", которая за сутки упала на министра культуры Нищука, сразу же набила оскомину большинству сторонников и противников идеи "генетической нации", пишет  Василий Расевич (Василь Расевич).

Читая жаркие дискуссии в Интернете, в глаза бросается очень низкий уровень образования украинского общества. Так, когда люди с высшим образованием, званиями кандидатов и докторов наук оперируют формулировками "генофонд нации" и "генетический код нации", а также пытаются объяснить общественные явления и процессы с помощью генетики, то это вызывает серьезные вопросы и к украинской школе, и к высшему образованию, а то и к академической науке.

А потому сегодня не столько об интеллектуальном уровне министра Нищука, как о тенденциях в украинском обществе. Тенденциях не только настораживающих, но уже и пугающих. Но обо всем по порядку.

Кто против нас со славной историей?

Ну, что, казалось бы, такого в том, что один из министров украинского правительства озвучил свою интерпретацию проблем с культурными практиками в отдельном регионе? Да ничего. Правда, если бы министра, не имеющего исторического образования, беда не унесла бы в историю и он не "разродился" своими откровениями из этой сферы.

И не он один так делает. Уже более 25 лет украинские политики и государственные чиновники "убегают" от реальности в историю. Мотивы у всех разные, но часто для того, чтобы прикрыть свой непрофессионализм, несоответствие должности, коррумпированность и тому подобное.

Вместо отчета о работе и полезных изменениях часто "соскакивают" не только на историю, но и седлают патриотическую тематику. А где у нас больше достижений, вплоть до распирания груди? Правильно, в истории. Поэтому на любой каверзный вопрос оппонента надо отвечать, призывая себе на помощь как можно больше исторических персонажей. Наделяя тех персонажей чертами античных героев, не забывая при этом об их этничности, умело вписывая себя нынешних в их стройные шеренги. Это как полуразрушенный университет, из которого разбегаются последние специалисты, который гордится более чем 300-летней своей историей.

Понятно, что ВО "Свобода" никакого прямого отношения к Степану Бандере и его организации не имела. Но сумела так инструментализировать в свою пользу дискурс этнического национализма, целую каденцию правила Западной Украиной и даже удосужилась уважительного представительства в парламенте.

Принцип: кто против нас – тот против Степана Бандеры, действовал на западе Украины безотказно. Как ни странно, но выгода была обоюдной. Бандера получал новую актуализацию, а партия – голоса избирателей. И никому уже не было дела не только до настоящих источников щедрого финансирования партии, но и до пригодности идей ОУН и Степана Бандеры в XXI веке в Украине.

Также особо никто не заморачивался над внешним образом такой "бандеровской" Украины, потому что у нас цель – ничто, главное процесс. Главное – политтехнологии, что хотя бы на мгновение приведут нас к властному рулю.

Взрывной потенциал этнического национализма

Однако не только ВО "Свобода" черпала идеи из доктрины этнического национализма. К этим источникам припадал также Виктор Ющенко, особенно – когда его рейтинг упал до уровня статистической погрешности.

Что же такого магического в том этническом национализме? Как ни странно, но одна из разновидностей национализма, которая, учитывая смешанность современного украинского общества, ему просто противопоказана, охотно практикуется наиболее националистическими (патриотическими) политическими силами.

Объяснение этому феномену простое – этнический национализм таит в себе страшную конфликтогенную силу и высокий мобилизационный потенциал. Пытаться воспользоваться им могут только откровенные политические циники и крайне безответственные лица. Ведь кто будет играть с огнем, сидя на пороховой бочке? Оказывается, что есть желающие поиграть в этнически смешанной стране в "чистокровных" и "инородцев". Разумеется, с политическими преференциями для одних и с поражением в правах для других.

Проблема в том, что на идеалы этнического национализма легко купиться – ибо кто не верит в сказку? А этнический национализм – это микс мифологем и претенциозных стереотипов. Мы, хозяева на своей Богом данной земле, жили в мире веками, работали, добра наживали. Мы были мирными, богомольными, справедливыми. Мы были образцом и эталоном настоящего украинца, без посторонних примесей и воздействий. Некий "золотой век" сказочных украинцев.

А дальше все как в традиционном сказочном сюжете: пришли злые враги-зайды (иностранные захватчики – Ред.) и наш рай подожгли. Мы не хотели, но нам надо было защищаться от врага и предотвращать будущие вызовы, очищая наше общество от "инородцев", которые, разумеется, виноваты во всех наших проблемах и будут мешать нам в будущем строить наше национальное государство. Только иностранцы и виноваты, потому что кто, как не они, разрушили нашу этническую идиллию, где не было бедняка и господина, где не было эксплуатации, где царили мир и гармония. Где овцы паслись рядом с волками, где у единокровного брата никогда не поднималась рука на брата.

Для верующих в этнический национализм создается обманчивое впечатление, что с переходом на его основы одним выстрелом можно убить всех зайцев. Снимается персональная ответственность за собственные промахи и неудачи. Аморфная группа "чистокровных" выводится за сферу критики по определению. А вина за все проблемы перекладывается на коллективного "другого" (врага) – пришельцев и "инородцев". Причем критерии определения, кто "автохтон", а кто "инородец", достаточно размыты и растянуты в веках. И здесь все зависит от позиции интерпретаторов. Как и то, кто же имеет право считаться "чистокровным" украинцем.

Для сторонников этнического национализма этничность является константой, не подвергается воздействиям времени. Для них нация – это не политическое явление, которое формируется веками и особенно проявляется, начиная с XIX века. Нация для них – это слепая вера в существование постоянной группы людей, объединенной общим этническим происхождением, общими языком и верой. И в дополнение, этнический национализм не допускает растворения в себе других этносов. Это как попытаться смешать масло с водой: сколько бы мы не болтали эти два ингредиента – однородной суспензии не получим. Отсюда растут ноги у "генетических" интерпретаторов понятия "нация".

Евгеника по-украински

Надо понимать, что министру Нищуку некогда читать серьезную научную литературу по теме, по которой он все-таки имеет смелость высказываться. Как следует из сказанного, его рассуждения опираются в основном на "устную" традицию – разговоры на работе, за праздничным столом, выступления на митинге и, наверное, дискуссии в кругу семьи. Если так подойти к проблеме, то только тогда можно понять воспалительных диспутантов на различных интернет-форумах, которые, защищая министра, отстаивают существование "национальных генов" и "генетической нации". Причем совсем не задумываясь над тем, как можно определить чисто украинские "гены" и чем они отличаются от неукраинских?

Настораживает тот факт, что подавляющее большинство диспутантов никогда не слышало о "евгенике", а если и слышали, то не видят в ней ничего плохого. Не знают, к чему привели в прошлом попытки проводить селекционные эксперименты не просто над человеком, а над коллективами, с верой в то, что можно вывести расу "сверхлюдей". Когда благородное намерение создать совершенного человека без физических недостатков и болезней обернулось страшной расистской и нацистской политикой, жертвами которой стали миллионы людей. Когда целые народы объявлялись генетическим мусором, а люди с физическими и психическими недостатками не имели права на жизнь.

Согласитесь, выглядит очень странным, когда после краха расистских теорий прошлого века, после осуждения нелепых делений на расово полноценные и неполноценные народы в современной Украине на официальном а также академическом уровнях по-прежнему пользуются определениями "генофонд нации" и "генетический код нации".

Некоторые пробуют перевести эту терминологию в поэтически-метафорическую сферу. Мол, мы не о генетической твердой основе права нашей этнической нации на доминирование, мы так метафорически о настоящих украинцах. Но вера в "настоящих" и "ненастоящих", "чистокровных" и не совсем, тем более зиждилась на генетике, в украинском случае – это дорога в ад гражданской войны.

Соучастники преступления?

Вины Нищука в том, что он озвучил мнение многих украинцев, нет. Вина лежит на интеллектуалах и ученых, которые существуют в параллельном мире со своим народом. Им предпочтительнее быть в люмпеновском мейнстриме среди невежд, тихонько закрыв от него нос, чем выполнять свою прямую функцию: без устали объяснять и разъяснять доступным языком сложные материи людям.

К сожалению, до сих пор никто так и не смог объяснить министру, другим политикам и чиновникам, что идеальных картинок нет. Желание действовать исключительно в идеальных условиях и иметь дело только с идеальными раскладами свойственно значительной степени детям. Поэтому объяснение господина министра, почему украинские культурные стратегии в Донбассе не дали положительного результата, тем, что там не та "генетика", что там не осталось автохтонного, "настоящего" украинского населения, напоминает скорее лепет маленького ребенка, чем язык чиновника.

Так что же не так в словах господина министра? Утверждая, что в советское время в Донбасс и в другие регионы Украины на место выморенных Большим Голодом украинцев завезли других, чужих людей, министр открывает "Ящик Пандоры" для потасовки и внутри украинского общества, и для внешних информационных атак.

Утверждение, что туда привезли чужих, читай – не украинцев, неправильных, не "чистокровных" – предполагает, что предварительно это поприще заселяли исключительно правильные украинцы. Утверждение о том, что правильных украинцев убили зверским способом, а вместо них искусственно населили других, не просто делает другими граждан целого региона, но даже ставит на них клеймо потомков соучастников преступления. Это ерунда, что мы ничего не знаем о проявлениях настоящей украинскости в городах Донбасса: известная украинская национальная культура (по теории этнического национализма возможна, если она связана с предками); мощное политическое движение, которое определялось деятельностью влиятельных национальных политических партий, представленных во всем спектре слева направо; полное доминирование украинского языка.

Читайте также: Штайнмайер и Донбасс: ошибки немецкого политика

К сожалению, ничего подобного в Донбассе не было. Как и не было настоящих "чистокровных" украинцев в этническом смысле.

Таким образом, поскольку Донбасс и остальные индустриальные регионы Украины не попадают с точки зрения этнического национализма в "правильные", так и вырвалось у министра о не той "генетику". И пояснил он свои неудачи не собственным неумением адекватно оценить ситуацию и взглянуть на регион не через этнические очки, а отсутствием правильного генетического материала. В истории уже было много примеров обращения с теми, кто не укладывался в прокрустово ложе какой-то идеологической доктрины. И думаю, что Украине не стоит становиться на этот позорный путь. Только кто объяснит министру, что это не украинцы неправильные, а это он находится в плену устаревшей, человеконенавистнической теории?

В завершение. Только консолидация украинского общества, примирение памятей и настоящее образование могут спасти Украину. Этнический национализм для современной Украины – это даже не путь к распаду государства. Это распад, настоящая гражданская война, в конце – разделение территорий между сильными. И не видеть этого или списывать на вражескую пропаганду, которая просто охотится за такими дураками, значит расписаться в собственной несостоятельности. Будем разумными.

Самое читаемое
    Темы дня