Должности генеральный конструктор авиаконцерна "Антонов" больше нет – ее отменили. Об этом сообщил бывший генконструктор предприятия Дмитрий Кива.
"Мою должность в госпредприятии "Антонов" просто отменили. По моим сведениям, сделано это было по указанию высшего руководства", – заявил Кива.
В связи с этим Дмитрий Кива решил переехать в Баку. Там он планирует заниматься созданием азербайджанской авиационной промышленности.
Дмитрий Кива – разработчик военно-транспортных самолетов Ан-70, пассажирских самолетов Ан-148 и Ан-158, регионального пассажирского самолета Ан-140 и военно-транспортного самолета Ан-178.
Чем обернется для госпредприятия "Антонов" отставка Кивы, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов.
Чем занимается человек на должности генерального конструктора концерна "Антонов", насколько велика сфера его ответственности?
– Генеральный конструктор должен координировать создание самолетов.
Другой вопрос, что последние три года шла упорная борьба за получение контроля над потоками этого КБ, поэтому сделали "финт ушами", придумали, что у нас теперь "Антонов" – это госконцерн. Но надо управлять предприятием, а конструкторская составляющая уже второстепенная, главное – менеджерские составляющие.
Раньше Дмитрий Семенович совмещал эти все должности: гендиректор, генконструктор. В данном случае речь идет о том, что это чисто финансовое противостояние. То есть хотели получить доступ к деньгам КБ "Антонов", а это миллиарды гривен.
Сам Кива пишет, что это было сделано по указанию высокого руководства. Так ли это?
– Да. Эта история началась в 2014 году с Яценюка, когда он вообще без объяснения каких бы то ни было причин взял и назначил нового генконструктора. Его коллектив просто не пустил, выгнали с позором.
Потом был еще один год противостояния, все-таки каким-то образом "Укроборонпром" подмял под себя КБ "Антонов" – и он стал подразделением "Укроборонпрома", и постепенно-постепенно, тихой сапой, начали выдавливать Киву.
Упразднили должность еще летом, насколько я помню, просто был какой-то определенный переходный период, сейчас он закончился, и Киву и его родственников выдавливали из совместных предприятий зарубежных, которые курировали "Русланы": обслуживание, обеспечение заказами.
Сейчас новое предприятие придумали, которое будет заниматься исключительно "Русланами". Оттуда "Волгу-Днепр" выбросили российскую, что вписывается в новую тенденцию, что не надо сотрудничать с РФ. Правда, тут тоже лицемерие: заявили, что мы с Россией не сотрудничаем, а "тишком-нишком" для двигателя Ан-22 "Антея", который летом взлетел, как раз россияне поставляли через Лейпциг определенные запчасти. Такая же история сейчас для Ан-178, тоже через Германию поставляются "втихаря" запчасти.
Читайте также: Жесткая посадка. Импортозамещение пока работает против ГП "Антонов"
А переход Кивы в Азербайджан вполне объясним. Дело в том, что Азербайджан год назад подписал контракт на Ан-178, что мы будем поставлять им военно-транспортный самолет. И нам сказали: хорошо, будете поставлять, но вы нам все-таки локализацию производства создайте какую-то, чтобы мы хоть часть самолета делали в Азербайджане. Поэтому Кива, получается, может шантажировать КБ "Антонов" своим присутствием там, потому что он той стороны как бы партнер, и если новое руководство "Укроборонпрома", которое руководит сейчас КБ "Антонов", не договорится с ним, вот тогда могут начаться очень интересные вещи.
В чем главная причина того, что Кива ушел с должности?
– Деньги. Только деньги. То есть с самого начала что Яценюк, что Гройсман, они всегда заявляли: надо получить контроль над финансовыми потоками, потому что мы не совсем понимаем, куда уходят деньги. Потому что это госпредприятие, а государство, ни копейки не вкладывая, все время выкачивает с этого предприятия деньги, еще и требует, чтобы они самолеты делали.
А они самолеты делают, правда в этом году наступил кризис этого выкачивания, в этом году сдадут аж один самолет.
То есть предприятие становится убыточным?
– Пока что нет. Пока что не убыточное, но типичным индикатором деятельности авиационного предприятия является выпуск самолетов. Вот из-за вот этих противостояний, скандалов, в этом году целый один самолет, хотя раньше сдавали по три-четыре. Это тоже не фонтан, скажем честно, но хоть что-то было.
Прикрывают это тем, что импортозамещение, с россиянами все порвали, из-за этого надо на Западе все замещать, из-за этого у нас переходный период, целый год мы будем только на одном самолете жить. Но переход Кивы в Азербайджан означает, что проект Ан-178 будет в какой-то мере зависим от него, потому что он будет в Азербайджане курировать этот проект.
Читайте также: Гиганты тоже плачут. ГП "Антонов" и реструктуризация
Предприятие осталось без начальника?
– Президент есть – Коцюба из "Укроборонпрома". А "Антонов" – это подразделение Укроборонпрома. Туда входят еще какое-то количество авиационных предприятий, которые изготовляют узлы и агрегаты для самолетов.
На предприятии началась очень сильная оптимизация. Говорят, что около 800 пенсионеров в этом году уволили. Сразу начали раздаваться голоса: а кто работать будет? Потому что молодежь же у нас просто не готовили. Сейчас с нуля нанимать, набирать, а кто учить будет?
Зарубежные компании переманивают наших специалистов?
– Да, "Boeing" у нас активно переманивает, "Airbus". У нас появилось достаточно много компаний, субподрядчиков, они нанимают "антоновских" конструкторов на ставки в три, в четыре раза большие.
Ранее специальный корреспондент Голоса Столицы в ВР Александр Ивасивка сообщил, что больше всего разногласий между депутатами возникло в ходе обсуждений проекта списания штрафов с госпредприятия "Антонов".
Также Вячеслав Коновалов в эфире радиостанции прокомментировал, почему предприятие "Антонов" оказалось в больших долгах, и поможет ли ему удержаться на плаву реструктуризация.