наверх
29.03.202410:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Марунич о новых газопроводах, росте цен на нефтепродукты и курсе гривны

(обновлено: )474145
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич заявил, что на фоне громких политических событий доллар начал расти, и если эта тенденция сохранится, то цены на нефтепродукты в течение 2-3 месяцев вырастут.

РИА Новости Украина – Радиостанция "Голос Столицы"

Кабинет Министров создал новую компанию – оператора газотранспортной системы "Магистральные газопроводы Украины". В собственности государства будет находиться 100% акций акционерного общества.

Как отметил министр энергетики Игорь Насалик, это решение соответствует третьему энергетическому пакету Евросоюза.

Как будет функционировать и на что будет влиять эта компания, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

"Магистральные газопроводы Украины" становятся новым оператором отечественной ГТС. Компании нужен некий переходный период, чтобы разобраться с полномочиями и войти в курс дел?

– Это непростой вопрос. То, что Кабмин оформил в качестве постановления, – это реализация плана, этот план был ранее одобрен Кабмином. И этим планом предусматривалось в том числе создание двух публичных акционерных обществ, одно из них – "Магистральные трубопроводы Украины", второе – "Подземные хранилища газа Украины".

Я просто хочу отметить, что реальные полномочия и активы будут переданы этому акционерному обществу только через 30 дней после вступления в силу решения Стокгольмского арбитража по спору между "Газпромом" и "Нафтогазом".

То есть, пока это чисто бумажное мероприятие, оно не будет иметь каких-либо существенных фактических последствий.

То есть акционерное общество без полномочий?

– Пока что без активов, это первое. Второе, в настоящее время  операторские функции исполняет компания "Укртрансгаз". Насколько я понимаю, пока активы переданы не будут, то и операторские полномочия по самой ГТС в полной мере также не будут отчуждены у "Укртрансгаза" и не будут переданы другому акционерному обществу.

Поэтому, пока это – бумажная работа, повторюсь, реальное разделение пройдет только после решения, даже вступления в силу решения Стокгольмского арбитража. Еще неизвестно, каким оно будет.

Для чего вообще было необходимо децентрализировать полномочия в вопросе хранения и транспортировки энергоносителя?

– Есть такая вещь, как третий энергопакет – это несколько директив ЕС, они обязуют страны – члены ЕС и энергосообщества разделить априори монопольные и немонопольные виды деятельности в ТЭК. Это не только в газовой сфере, но и в электрической сфере, вообще в целом в ТЭК.

И допустим, сбыт газа – это априори конкурентная деятельность, потому что много может быть субъектов. А вот транспортировка газа магистральными трубопроводами априори – монопольная деятельность, потому что труба-то одна. Поэтому, согласно этому третьему энергопакету нужно разделить, отделить в том числе и финансово, и организационно субъекты, которые занимаются этими видами деятельности.

Раньше это все было в общем котле "Нафтогаза" и дочерней компании, теперь надо все поделить. Украина взяла на себя обязательств, присоединившись, во-первых, к энергосообществу, а потом уже подписав соглашение об ассоциации, там это все четко прописано.

Какие последствия будут? Мы их уже видим своими глазами: это повышение тарифов. Другой вопрос, для чего это сделано? Чтобы реализовать положение соглашения об ассоциации и нормы директив третьего энергопакета в Украине.

Читайте также: Много белых пятен. Энергетическая карта Украины от Порошенко

Как акционерное общество будет влиять на рынок транспортировки?

– Оно на рынок никак не будет влиять. Просто задача оператора – быть независимым, в этом третьем пакете и директивах написано, что оператор должен быть отделен и должен быть независимым. Он останется в госсобственности, очевидно, но он будет независимой структурой, не полностью, но контрольный пакет – точно. И на него не должны влиять ни "Нафтогаз", ни Кабмин Украины, ни участники рынка.

Вот он должен выполнять весь цикл мероприятий, которые позволят всем участникам рынка, которым нужно транспортировать газ внутри страны, в магистральных трубопроводах, все это делать беспрепятственно и без наличия каких-либо злоупотреблений, ограничений.

Какая сейчас ситуация с объемом газа, нефти, угля на отечественных складах? Всего хватает?

– Газа у нас уже чуть больше 14 миллиардов кубов, потому что идет ежесуточный отбор, после того как началось похолодание, очевидно, что этот отбор будет только нарастать, потому что настоящая зима вот только-только начинается.

Опять же, все зависит от того, какая будет зима, как будет складываться ситуация с транзитом российского газа через нашу территорию. То есть, пока газа достаточно, но это только начало зимы.

С углем ситуация лучше выглядит, чем 2-3 месяца назад: удалось, особенно на протяжении октября, нарастить его подвоз на склады ТЭС, хотя теоретическая угроза веерных отключений остается, но в целом угля меньше, чем в прошлом году.

Вроде бы кризис мы прошли, который мог бы случиться, если бы в октябре не нарастили объемы подвоза. Надеемся, что срывов поставок угля не будет, особенно в важный для государства и потребителей зимний период.

По нефти, в целом по бензину – мы импортозависимы: 70% бензина получаем по импорту, поэтому там угроза прежде всего идет роста цен, который возможно… опять же, курс начал повышаться на фоне всех этих политических событий.

И к сожалению, если такая тенденция сохранится, нефть будет дорожать, гривна опять начнет падать, то мы увидим очередной этап повышения цен на нефтепродукты на горизонте 2-3 месяцев.

Напомним, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире Голоса Столицы заявил, что Еврокомиссия поддержала "Северный поток", преследуя собственные интересы, в связи с чем потери Украины могут составить 300 миллионов долларов ежегодно.

Ранее бывший первый замминистра социальной политики Василий Шевченко объяснил, почему государство не должно заниматься вопросами глобального энергообеспечения, а только создавать правила игры на рынке, а также, что не так с системой субсидий за услуги ЖКХ.

Самое читаемое
    Темы дня