Почти два миллиарда гривен налогов не уплатила "Укрзализныця" – это показал ряд проверок, проведенных в госкомпании. Председатель Офиса крупных плательщиков Государственной фискальной службы Евгений Бамбизов также уточнил общую сумму неуплаченных налогов. По его словам, одна из структур предприятия – "Укрзализнычпостач"– не уплатила государству около 350 миллионов гривен налогов.
Смотрите также: Фотоитоги 24 октября: интервью Порошенко, конец "джунглей" в Кале
О коррупции на железной дороге в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов.
Заявления Фискальной службы и недавние обыски в "Укрзализныце" говорят о том, что правоохранители взялись за предприятия?
– За предприятия давно взялись. Там просто проблема в том, что коррупционные схемы постоянно вскрываются. То есть не новость, что два миллиарда, триста миллионов – постоянно что-то находят, постоянно ловят каких-то воров, назовем это так.
Это новая коррупционная схема?
– Хорошо забытое старое, назовем это так. Постоянно ловят, но почему-то не отчитываются о посадках.
То есть эти люди на своих рабочих местах так и остаются?
– Многие – да, потому что выясняется, что не так поняли, неправильно проанализировали информацию, нарушения были, но не настолько крупные. В общем, классическое высказывание: "Замах на рубль – удар на копейку".
В деле речь идет именно о топ-менеджменте предприятий?
– Да, топ-менеджеров, начальников управления ловят на чем-то.
Была классическая история: давным-давно убили начальника Юго-Западной железной дороги Олийныка. Были проведены обыски везде в кабинетах, найдены десятки, если не сотни тысяч долларов, и никто внятно не смог ответить, откуда деньги, в чем состав преступления.
То есть там, где крутятся миллиарды в "Укрзализныце", всегда есть база для коррупции. Но почему-то нет политической воли эту коррупцию доказать.
В данной ситуации глава госкомпании Войцех Бальчун может изменить ситуацию?
– Он пытается сейчас ломать эти коррупционные схемы. Если помните, последние несколько месяцев пропадали люди из топ-менеджмента "Укрзализныци", энергетики. Пафос ситуации: энергетик умудрился погибнуть от электрического тока, то есть он не так подсоединил что-то.
Я к чему пытаюсь подойти: схемы ломаются, люди пропадают, кто-то пытается на этом заработать. То, что я сейчас вижу – это одно из последствий.
Как бы вы оценили его управление? Оно эффективное?
– На три с плюсом – четыре с минусом, где-то в тех краях. То есть если бы он хотел реально что-то реформировать, сделать что-то, не пиаром заниматься, то рецепты давным-давно записаны: разделите пассажирское хозяйство, грузовое хозяйство, четко выведите все в белое, и тогда все будет понятно, где сколько чего стоит. Пока что только пиар – то, что я вижу.
Ранее сообщалось, что, избавившись от коррупции на железной дороге, Мининфраструктуры получит дополнительные пять миллиардов гривен на обновление основных фондов "Укрзализныци". Насколько реально это сделать?
– Маловато на самом деле. Как по мне, порядка 30% где-то крутится в "черном", если, как минимум, несколько десятков миллиардов можно вывести, так сказать, в "белое". Тогда просто нет политической воли, а есть есть воля для пиара, есть воля, чтобы отдельные потоки куда-то забрать, а дальше пока что не распространяется это.
У работников "Укрзализныци"подвижных составов самая маленькая зарплата. Как вы это прокомментируете?
– Почему? Наоборот, повышают даже зарплату. На самом деле зарплата в считается более-менее большая. Более того, сотрудники "Укртрансбезопасности"Мининфраструктуры, которые должны контролировать "Укрзализныцю", жалуются, что у них зарплата даже меньше, поэтому многие инспекторы уходят в железнодорожники.
Чем закончится ситуация с этой неуплатой налогов?
– Мне кажется, это будет очередной пиар, потому что новый топ-менеджер – его сильно критиковали в пятницу как раз в ВР в том числе. Ему сейчас надо будет еще раз показать, что он эффективный менеджер.
Я думаю, он в течении этой недели проведет несколько красивых совещаний, на которых опять что-то заявит, но это закончится "пшиком".
Ранее экс-первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер в эфире "ГС"прокомментировал обыски в "Укрзализныце" и заявил, что правоохранители должны "сажать"коррупционеров, а не заниматься политикой.
А заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк в эфире Голоса Столицы прокомментировал протесты транспортников, а также рассказал о наиболее громких антикоррупционных расследованиях в своем ведомстве.