наверх
19.04.202420:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Самолет и "дело Мартиросяна": Украине грозят массовые иски – юрист

Скандальный вылет. Инцидент с самолетом "Белавиа" (32)

(обновлено: )4033183
Адвокат Ярослав Гришин в эфире Голоса Столицы заявил, что Украине придется ответить перед пассажирами "Белавиа" материально, если те обратятся с массовым иском в суд.

В пятницу самолет "Белавиа", выполнявший плановый рейс из Киева в Минск, украинские диспетчеры вернули в Киев. По словам пилотов, украинская сторона предупредила, что в случае невыполнения требований в воздух поднимут военные истребители. 

В итоге с борта сняли одного пассажира – активиста-антимайдановца, гражданина Армении Армена Мартиросяна. По утверждению Киева, борт развернули по приказу СБУ, а дело касалось национальной безопасности государства. Самолет с пассажирами улетел в Минск, а задержанного Мартиросяна через пару часов отпустили. 

Читайте также: Возвращение ядерного статуса Украины: дорого и (не)возможно

Теперь "Белавиа" требует компенсацию за издержки. В МИД Белоруссии 22 октября был вызван временный поверенный в делах Украины Валерий Джигун, которому была вручена нота протеста в связи с действиями по принудительному возврату самолета. Министерство иностранных дел Белоруссии также поручило своему послу в Украине Игорю Соколу вручить аналогичную ноту протеста в украинском МИД. 

В СБУ заявляют, что военными истребителями никто угрожать не мог. Пресс-секретарь Службы безопасности Украины Елена Гитлянская прокомментировала инцидент, заявив, что СБУ действовала в рамках своей компетенции для обеспечения безопасности граждан. 

"СБУ действовала и будет действовать в рамках компетенции для обеспечения безопасности страны и ее граждан", – написала Гитлянская. 

А информацию о том, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители, она назвала "несерьезной". 

При этом командир корабля Виктор Шишло заявления об истребителях подтвердил, а заместитель гендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец заявил, что авиакомпания располагает записью угроз украинских авиадиспетчеров экипажу белорусского лайнера. 

Читайте также: Аваков — главная проблема Порошенко

Что касается юридической составляющей инцидента, то по правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) экипаж обязан выполнять команды диспетчера. Про истребители диспетчер, по идее, мог и не говорить, ведь его команда и так обязательна для исполнения. 

А Армен Мартиросян рассказал журналистам, что его встретили люди в штатском, показали удостоверения сотрудников СБУ и проводили в здание аэропорта. Там Мартиросяна передали сотрудникам таможни, которые в течение часа досконально изучали все его личные вещи и багаж. Искали накопитель с информацией. После обыска составили акт, в котором указано, что при гражданине Мартиросяне ничего противозаконного не найдено. 

Мариросян заявил, что намерен пройтись по всей судебной вертикали в Украине, а если ничего не добьется – то и в Европе. Перспективу этого судебного разбирательства в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал адвокат, управляющий партнер международной юридической фирмы "Ярослав Гришин и партнеры" Ярослав Гришин.

Прокомментируйте авиационный скандал между Белоруссией и Украиной.

– Ситуация в данном случае неоднозначная, потому что нет полноты информации. Безусловно, СБУ, согласно действующего законодательства, имеет право на такие действия в случае наличия реальной угрозы национальной безопасности, жизни людей. 

Если у СБУ была в наличии оперативная информация, которая позволяла им сделать вывод, и обоснованно возникли подозрения о том, что действительно там находится какое-либо лицо, которое несет какую-либо угрозу, они имели право потребовать, чтобы самолет вернулся в аэропорт. 

И на данный момент, как сказал пресс-секретарь СБУ, данная информация – с ограниченным доступом, то есть попросту засекреченная. Но засекреченная информация лишь на определенный срок является таковой. И рано или поздно мы должны узнать ее. Тем более, если белорусская компания будет обращаться в суд, то там уж точно придется давать пояснения по этому поводу.

Юридически есть такая возможность – угрожать истребителями пассажирскому авиалайнеру?

– Это незаконно в любом случае. Если такие угрозы прозвучали, то это не в компетенции, безусловно, диспетчера или сотрудника СБУ, априори так поступать нельзя, потому что у нас никаких военных действий сейчас нет, и с Белоруссией мы не находится в статусе какого-то конфликта. 

Поэтому априори таких действий не может быть, и СБУ отрицает, что такие угрозы звучали.

Если "Белавиа" все-таки предоставит распечатки разговоров с украинскими авиадиспетчерами, какую ответственность должны понести люди, которые высказывали такие угрозы? 

– Как минимум, дисциплинарно, а если диспетчер такие вещи говорил, то должен быть уволен с работы. Кроме всего прочего, безусловно, могут заявляться и иски по моральному ущербу – как к Украине, СБУ, так и диспетчерской службе. Все зависит от того способа защиты, который изберет белорусская сторона.

Снятый с этого рейса Армен Мартиросян заявляет, что будет обращаться в суды – как украинские, так и европейские. Какие у него шансы выиграть это дело? 

– В данном случае вариативность большая. Безусловно, незаконное задержание – он может говорить. Кроме того, в данном случае может быть определенная упущенная выгода. 

То есть любой из пассажиров, если у него сорвалась сделка определенная, или другие негативные последствия произошли в результате того, что задержали на некоторое время рейс, то можно и необходимо требовать компенсацию ущерба от украинской стороны.

То есть, может быть массовый иск от пассажиров данного авиалайнера против Украины?

– Да, в Европе такие иски не редкость.

В какие суды пассажиры могут обращаться в таком случае?

– ЕСПЧ, если это будут иски от физлиц, и Международный коммерческий арбитраж, если будет суд между белорусской и украинской сторонами.

Есть ли гарантия, что Украина выполнит это решение суда, ведь не секрет, что значительная часть решений ЕСПЧ в суде не выполняется?

– В данном случае зависит от давления европейской стороны. Бывают решения, которые запутанно написаны, и украинская сторона говорит: нет, мы ее понимаем; тогда – да. А что касается конкретно взыскания денежных сумм, то, как правило, эти все решения выполняются.

Кто должен будет выплачивать эту компенсацию? Государство Украина, аэропорт, СБУ?

– Зависит от того, кому точно будет иск предъявлен, но в таких ситуациях отвечать и государству Украина. Это универсальная формула, потому что это публичные отношения.

На непубличном уровне этот конфликт может быть улажен?

– Конечно, нужно в любом случае регулировать, приносить извинения, проводить медиацию и так далее. Объяснять хотя бы ситуацию, почему так произошло. 

В любом случае, нужно несудебным путем переговоров стараться уладить этот вопрос. Возможно, что действительно оперативная информация была такова, что необходимо действовать достаточно радикально. И в данном случае СБУ заявило позицию достаточно обоснованно и понятно. 

В идеале, конечно, мирным путем нужно решать этот вопрос, а в ином случае – уже иначе отстаивать наши интересы. В конце концов, это наше воздушное пространство, и в случае наличия обоснованных сомнений, подозрения, угроз, мы имеем право на такие действия.

Мартиросян сказал, что у него искали некий накопитель информации. В каких случаях украинские правоохранители могут изымать у пассажиров самолетов технику?

– Только в случае решения суда или в случае исключительных обстоятельств, при наличии достаточных данных, которые требуют изъятия немедленно. Но это должно закрепляться решением суда. 

Поэтому по законности деятельности правоохранителей – тут надо комплексно изучать объективные данные по поводу этой ситуации. Если там реально существовала угроза национальной безопасности, обороне – тогда они имели право проводить личный досмотр, а в случае изъятия жесткого диска уже постфактум обращаться в суд.

Ранее аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов в эфире радиостанции "ГС" прокомментировал, почему предприятие "Антонов" оказалось в больших долгах, и поможет ли ему удержаться на плаву реструктуризация.

Также специальный корреспондент Голоса Столицы в ВР Александр Ивасивка сообщил, что больше всего разногласий между депутатами возникло в ходе обсуждений проекта списания штрафов с госпредприятия "Антонов".

Самое читаемое
    Темы дня