наверх
27.04.202404:59
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Марунич: "Турецкий поток" и потери Украины

Транзит газа под угрозой: последствия ЧП в Австрии (381)

(обновлено: )15182404
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в эфире "ГС" прокомментировал возможность участия европейских компаний в управлении украинской ГТС, а также спрогнозировал будущее "Турецкого потока" и "Северного потока-2".

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Две европейские компании заинтересовались участием в управлении украинской ГТС. По словам президента "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, итальянская компания SNAM и словацкая Eustream прислали коммерческие предложения с условиями своей деятельности как потенциального оператора украинской газотранспортной системы.

Если украинская сторона согласится на предложения европейцев, для сотрудничества с ними придется выделить в отдельную структуру магистральные газопроводы, фактически будет две компании вместо одного "Укртрансгаза".

Украина не скрывает своей заинтересованности в появлении зарубежного инвестора, который бы гарантировал загрузку транзитных мощностей нашей ГТС после 2019 года. Тем более что неделю назад российский и турецкий президенты договорились возобновить строительство "Турецкого потока".  Если его построят, Украина потеряет минимум 15 миллиардов кубометров транзита российского газа в год, которые будут поступать в Турцию напрямую. 

Зайдут ли европейцы в Украину с проектом по ГТС, спрогнозировал в эфире радиостанции Голос Столицы сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Неделю назад Россия и Турция договорились возобновить реализацию проекта газопровода "Турецкий поток" в обход Украины. Что потеряет Украина в случае его строительства?

— Эти угрозы явные уже на протяжении последних порядка 1,5 лет, когда господин Путин впервые совершил такой внезапный визит в Турцию и там были подписаны первые договоренности о строительстве "Турецкого потока" и аннулирован "Южный поток". Да, потерять Украина может минимум 15 миллиардов от строительства первой очереди в Турцию, еще столько же от строительства второй очереди, хотя были загружены на значения, близкие к 100%. Это очень серьезная угроза, и правду, действительно, указали, что украинская ГТС последние годы транспортировала 60-70 миллиардов кубических метров в год. Так вот, даже сам "Турецкий потом", один только "Турецкий поток" может лишить Украину половины текущего транзита.

Некоторые эксперты считают, что строительство "Турецкого потока" в лучшем случае ограничится первой веткой, и данный проект будет иметь локальное значение, при этом потеря объемов транзита для Украины не будет являться критической.

— Что значит локальное? Даже первая очередь – это 15 миллиардов кубов. Я вам скажу следующее: 60 миллиардов кубических метров, этот объем, которого мы уже достигли в 2015 году, нет, в 2015 году было чуть больше, в 2014 году. Это уже точка безубыточности работы украинской ГТС при текущих тарифах. Отсюда убираем 15 миллиардов в 2019 году, когда закончат первую очередь "Турецкого потока", это 45 миллиардов. Это уже куда существенно ниже, чем точка убыточности. И украинская ГТС у нас будет работать при текущих тарифах. Как смотреть в сторону увеличения – не совсем понятно, потому что тоже как бы сложная достаточно история. Поэтому я не знаю, кто там что говорит, но тут простая арифметика, которая, к сожалению, не в пользу Украины играет.

А как обстоят дела с "Северным потоком-2"?

— Идут активные переговоры между европейскими компаниями и "Газпромом". Более того, активно двигается проект на уровне Еврокомиссии. Насколько я понимаю, ближайшие полгода будут критическими для проекта "Северного потока-2", то есть все разрешится, скорее всего, и, поверьте, я с высокой долей вероятности могу предположить, что строительство все-таки начнется, и он будет построен. Вопрос – на какой объем он будет загружен. Все равно это дополнительно угрожает Украине потерей транзита, к сожалению, для всех, для тех потенциальных инвесторов, которых вы упомянули вначале своего вступительного слова. У меня лично один простой вопрос возник, когда я услышал новость: как он будет гарантировать загрузку украинской ГТС? Ровным счетом без "Газпрома" — никак. Вот мой ответ на этот вопрос.

Удивительно звучит коммерческое предложение от Eustream, когда есть договоренность этой компании с "Газпромом".

— Понимаете, на что рассчитывают словаки. Им тоже невыгодно прекращение транзита через Украину или существенное его падения, например по "Северному потоку", потому что словацкая ГТС – это продолжение украинской ГТС. С другой стороны, они ведут переговоры о строительстве такой трубы. Так вот, труба должна соединить, точнее, территорию Словакии с потенциальным выходом из "Турецкого потока". Проект активно прорабатывается. Включена Венгрия, включена Румыния. Европейцы занимаются бизнесом. Если будет выгодно транспортировать газ через "Турецкий поток" и далее в Словакию, далее в Болгарию, они займутся этим бизнесом. Но Украина, к сожалению, является проигравшей.

Каковы шансы, что договоренность по управлению ГТС с европейцами будет достигнута? Если разделять, у кого больше шансов – у Eustream или у представителей Италии?

— Пока это сугубо теоретический разговор. Мы не знаем ни условий, ни параметров этих коммерческих предложений. Я воздержусь от какого-либо рода прогнозов по одной простой причине – все это зависит от загрузки украинской ГТС. Если "Газпрому" удастся в полной мере реализовать свои обходные маневры, построить максимально возможное количество обходных потоков, какой-то коммерческой выгоды от транспортировки по Украине 20 миллиардов кубов газа или сколько-нибудь в таких пределах, коммерческая привлекательность всего этого проекта очень сильно хромает. Вот мой ответ. Пока слишком много неизвестных в данном проекте. Я бы все-таки поостерегся давать какие-то прогнозы хотя бы до того момента, пока мы не увидим от тех европейских компаний какие-то конкретные цифры, которые заложены в якобы полученном "Укртрансгазом" коммерческом предложении.

Если Украина согласится, то появится две компании вместо одного "Укртрансгаза"?

— Законом о рынке функционирования природного газа предполагается разделение "Укртрансгаза" на две части. Это уже прописано. Но там, правда, предполагалось выделить хранилище подземные в одну компанию, а магистральную трубу – в другую. Но тут еще понимаете, в чем дело: вот это предложение, насколько я понял со слов Прокопива, оно также предполагает отделение транзитных трубопроводов, по которым поставляется газ украинским потребителям, от вообще непосредственно транзитных трубопроводов. То есть это еще более усложнит структуру, хотя я понимаю коммерсантов из ЕС. Они не хотят тянуть на себе, скажем так, потенциально куда еще более рисковые виды бизнеса, то есть, повторюсь, транзитный бизнес тоже очень рисковый и позиции "Газпрома" текущего, скорее всего, мы так и останемся без значительной части транзита. В общем, внутренняя история, как вы понимаете, еще более проблематична в виду того, что у нас один из операторов взял на днях и сорвал пломбу в Донецкой области. И "Нафтогаз" был вынужден подать газ на теплокомуненерго. Как вы понимаете, такого рода бизнес, наверное, невозможен в стране, которая имплементировала правила третьего энергопакета, то есть европейские правила игры на газовом рынке.

Можем ли мы говорить, что идея создания газового консорциума не актуальна?

— К сожалению, да. Я вам сразу скажу, что если бы консорциум был создан в свое время, это стало бы одним из ключевых факторов сохранения Украины как транзитного государства в газовой сфере. Провал этого проекта был совершенно разумным. Возможно, все сейчас скажут, что это политический проект, но с точки зрения ведения бизнеса он был интересным всем трем участникам потенциальным данного консорциума. Но в настоящее время об этом говорить бессмысленно, потому что, как вы понимаете, при текущих отношениях между Киевом и Москвой к проекту консорциума никто уже не вернется, по крайней мере, ближайшие годы так точно.

Читайте также — Марунич: строительство "Турецкого потока" — угроза для украинской ГТС

Напомним, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире "ГС" заявил, что если газа в ПХГ не хватит на зиму, будут решать проблему за счет собственного населения.

Самое читаемое
    Темы дня